Без рубрики

Приветственная речь епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима на открытии научной конференции «Христианство и Ислам»

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, всечестные отцы, многоуважаемые высокие гости, представители государственной власти Республики Таджикистан и главы дипломатических миссий России и Белоруссии, дорогие братия и сестры, поздравляю вас с открытием научной конференции «Христианство и Ислам», которая будет проходить в гостеприимных стенах удивительного памятника современной архитектуры – здании Исмаилитского центра, в предсердии цветущей столицы Таджикистана.

Исторически так сложилось, что у каждого народа есть своя традиционная религия, под влиянием которой сформировались основополагающие черты его национального характера. Для России такой религией стало христианство, а хранителем и распространителем его духовных ценностей – Православная Церковь. Основополагающие для православного христианства принципы любви и уважения к ближнему, в том числе к людям, исповедующим другую веру, явились той связующей нитью, благодаря которой множество больших и малых народов на огромном пространстве Европы и Азии объединилось в Российское государство. Для стран Центральной Азии государствообразующим стал Ислам. И за все время совместного существования представителей разных религий сначала в границах Российской империи, затем – Советского Союза, не было ни одного конфликта на религиозной почве между мусульманами и христианами. Иногда случались межэтнические столкновения, как правило, локальные, но межрелигиозные – никогда! Не случайно девизом нынешнего форума мы выбрали слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Когда нам говорят, что религии разделяют людей, мы говорим, что это ложь. Религия может отделять одного человека от другого тогда, когда этот человек далек от Бога, когда он не молится, не разговаривает с Богом, не чувствует Бога. Тогда он будет далек от другого человека – даже того, кто исповедует ту же религию». Для доказательства этой мысли Святейший Владыка использует известную аллегорию аввы Дорофея, где Бог – это Солнце, от Которого  во все стороны исходят лучи света. И чем ближе по этим лучам люди приближаются к Богу, тем ближе они становятся друг ко другу.

Царская Россия никогда не ставила перед собой цель обратить в христианство влившиеся в состав империи мусульманские народы, доказательством чего является красноречивый факт, что за 50 лет существования, так называемого, Русского Туркестана крещение принял всего один перс (таджик). В советское время притеснение со стороны безбожной власти одинаково терпели как христиане, так и мусульмане. Православного прозелитизма ни в царское, ни в советское время в Средней Азии не было. Но зато быстрыми темпами происходила мощная культурная экспансия, причем, опять же, без подавления автохтонной культуры, а, напротив, со всяким вниманием и бережным отношением к богатому национальному культурному наследию. Происходило взаимообогащение двух культур – древней персидской и молодой, на пике своего расцвета, русской. Этот процесс оказался настолько плодотворным, что его инерция прослеживается до настоящего времени. Примером чему может служить и нынешний форум, уникальность которого состоит в том, что впервые на высоком международном уровне ученая и религиозная элита таджикского общества имеет возможность прямого общения со своими коллегами из России, Узбекистана и Кыргыстана при обсуждении религиозных аспектов бытования наших народов и культур. Надеюсь, что это начинание даст новый импульс к продолжению и развитию культурных и межрелигиозных отношений между нашими странами в духе взаимного уважения и братской любви. Всем участникам конференции желаю помощи Божией в научных исканиях, творческом озарении и религиозном вдохновении. Да сохранит десница Всевышнего всех нас в добром здравии и мирном устроении.

 ПИТИРИМ

ЕПИСКОП ДУШАНБИНСКИЙ И ТАДЖИКИСТАНСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *