Беседа вторая: «Символ веры»

Категории: Катехизаторские беседы

Сегодня у нас с Вами вторая встреча, во время которой мы будем разбирать Символ веры – то есть ту самую суть христианского вероучения, которую мы исповедаем, как выражение нашей личной веры, совпадающей с верой Церкви — поем соборно во время каждой Литургии, все вместе и каждый в отдельности подтверждая свою собственную верность Христу, свою собственную личную веру. Причем, поем его не просто хором, а именно соборно. Вспомните, как перед пением Символа дьякон возглашает — «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». То есть получается, что, несмотря на то, что Символ Веры для нас является выражением нашей собственной веры, в то же самое время мы поем вместе и тем самым выражаем свою любовь друг к другу и наше согласие друг с другом в ключевых вопросах веры. Вот почему для нас так важно хорошо осознавать то, во что мы веруем и во что мы крестились.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедщего с Небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийтем Пилате, и страдавша и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием

И восшедшего на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.

Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых

и жизни будущаго века. Аминь.

Да… Этот тот самый символ веры, без которого для нас невозможна ни одна литургия и который был принят аж в IVв. – на двух первых Вселенских Соборах.

Что такое Вселенский Собор? «Вселенский Собор, — как отмечает Святитель Филарет, — это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами».

В основном на Вселенские Соборы собирались архиереи. Но не только: могли быть и священники, и даже диаконы. Мы с вами знаем, что на первом Вселенском соборе был Афанасий диакон из Александрийской церкви (позже он сам стал главой Александрийской церкви — именно он на первом Вселенской Соборе активно и успешно обличал Ария, еретика).

Знаете Вы, сколько всего было Вселенских Соборов?

Ответ прихожан: «Семь».

— Да. Правильно, семь. Это 1-й — Никейский (325г.); 2-й — Константинопольский (381 г.); З-й — Ефесский (431г.); 4-й — Халкидонский (451г.); 5 — Константинопольский второй (553г.); 6-й — Константинопольский третий (680г.); 7-й — Никейский второй (787г.).

Откуда в Православной церкви пошло обыкновение собирать Соборы?

«Правило созывать Соборы, — отвечает Святитель Филарет, — основывается на примере Апостолов, которые созвали Собор в Иерусалиме. Основанием для этого служит также изречение Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. Повеждь (скажи) Церкви, аще же и Церковь преслушает (не послушает), буди тебеякоже язычник и мытарь».

Да… У нас есть Священное Писание, со страниц которого к нам обращается сам Спаситель. Оно содержит описание пути, которым нам всем следует идти, чтобы спастись. А как жить дальше Церкви Христовой? Как соответствовать, отвечать на встающие перед ней «вызовы» современности? Вселенские Соборы и были той самой авторитетной инстанцией, решения которой были выше даже, чем изречения Святых Отцов и так же авторитетны, как Священное Писание. Мы не можем отменить ни одно из постановлений Вселенских Соборов.

Именно на первых Вселенских соборах были заложены основы христологического учения, определяющего наше знание о Второй Ипостаси Святой Троицы – о Сыне Божием, Иисусе Христе.

В первом члене Символа веры говорится о Боге Творце мира: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

            Непосредственно со второго члена Символа веры и до восьмого члена идут собственно христологические понятия: во втором члене — о Второй Ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием; в третьем — о Воплощении Сына Божия; в четвертом — о страдании и смерти Иисуса Христа; в пятом члене — о Воскресении Иисуса Христа; в шестом члене — о Вознесении Иисуса Христа на Небо; в седьмом члене — о Втором Пришествии Иисуса Христа на землю.

В восьмом члене речь идет уже о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.

В девятом члене — о Церкви.

В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства.

В одиннадцатом члене — о будущем (всеобщем) Воскресении мертвых.

В двенадцатом члене Символа веры — о Жизни Вечной.

Члены Символа веры, начиная с восьмого, были приняты уже на втором Вселенском Соборе. Причем, хочу обратить ваше внимание, что в десятом члене Символа веры, где говорится о таинстве Крещения, подразумеваются и другие таинства, в которые мы верим. Их семь.

Семь соборов… семь таинств… Обратите внимание на эту символику чисел: в Православной Церкви она тоже имеет место быть, и позже мы обязательно поговорим об этом подробней.

А сейчас давайте вернемся к Символу веры. И начнем с самого первого члена – самого важного, в котором говорится о Боге вообще. С чего он начинается? Со слова «Верую». Вот Святитель Филарет и разбирает, что же такое «веровать». «Веровать в Бога, — пишет он,  — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого».

Скажите, а достаточно ли для спасения верить в бытие Бога? Кто у нас еще верит в бытие Бога?

Ответ прихожан: «Бесы… Они веруют и трепещут».

— Правильно. Нужно еще всем сердцем принять Откровение Его и по вере творить дела свои. Вера наша должна быть активной. Мы не только должны верить, но и свою жизнь выстраивать в соответствии с ней. Это и значит всем сердцем принимать Откровение Божие.

Из Священного Писания можно узнать и то, в чем должна состоять вера в Бога. Апостол Павел в послании к евреям пишет: «Без веры же невозможно угодити Богу; веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» (и ищущим Его воздает)». Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: «Да даст вам, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша».

«Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога, — пишет далее Святитель Филарет, — должно быть исповедание самой веры. Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа».

Если мы хотим быть христианами, то понятно, что мы должны быть ближе друг к другу. Один древний автор сказал, что если человек видит лицо ближнего своего, то тем самым он видит лицо Божье. И вот эта мысль все время повторяется в литературе христианской: и в священных текстах, и в богословских – в разных. Действительно, можем ли мы любить Бога, которого мы не видим, если мы не любим ближнего, которого мы видим, который перед нами?

А кто есть наши ближние? Это не только наши родственники, друзья и не только даже люди православные, но и те, кто находится за стенами храма: наши братья-мусульмане. Они тоже наши ближние. И нужно потому, чтобы они, глядя на нас, на наше исповедание веры, не хулили веру православную.

Как свидетельствует по поводу исповедания веры Апостол Павел, именно оно необходимо нам для спасения: «сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение».

В Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением во Единаго Бога — для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много.

Вопрос прихожан: «И у мусульман ведь единый Бог»?

— У мусульман Бог един, но он — не Троица. Давайте задумаемся над тем, что же такое «Существо Божие» и «существенные свойства Божии». Возможно ли для нас их познание?

Вот говорится «единосущен Отцу»… Мы с Вами соединены с Богом?

Ответ прихожан: «Когда причащаемся, да».

— Соединяемся, да, но не сущностью, а по благодати; а вот святая Троица едина по сущности. Можно ли потому познать эту сущность Божию? Святитель Филарет отвечает: «Нет. Нельзя. И не только для человеков, но и для ангелов». Можно лишь с помощью величайших подвигов аскезы, трудов во славу Божию насколько-то приблизиться и узрить свет, его окружающий. Мы же в основном познаем Бога по тем божественным силам, которые от него исходят. Если бы было иначе, если бы он был познаваем каким-то иным существом, он бы перестал быть троичным.

Какое понятие о существе Божием можно заимствовать из Откровения Божия? Это то, что  Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный. Все эти понятия, однако, относительны: то, что мы не можем познать, мы не можем и точно определить.

В чем же состоит образ Божий в человеке?

По изъяснению Апостола Павла он состоит в правде и в преподобии истины. Можно, поясняя эти слова, сказать еще, что человек — мыслящее, совестливое, словесное существо.

Что такое дыхание жизни?

Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное.

Из чего природа человека состоит?

Ответ прихожан: «Дух, душа и тело».

— Знаете, все не так однозначно. Есть у нас такие понятия, как трихотомия и дихотомия, то есть деление природы человека на дух, душу и тело или – душу и тело. Одно по сути не противоречит другому, но все-таки обычно говорят, что человек двусоставен. Однако, когда выделяют дух из души, хотят этим подчеркнуть, что человек может существовать на трех разных уровнях бытия – душевном, духовном и телесном. Тем не менее, дух от души неотделим, как отделима душа от тела. Потому мы и говорим, что человек двусоставен. Только у духовного человека дух горит, а не у духовного он погашен.

Вопрос прихожан: «Скажите, Владыка, а как нам отличить духовные мы или душевные»?

— Вы воцерковлены и ходите в храм. Бездуховным людям храм не нужен. Более того, они, порой даже не могут войти в него. Господь создал Церковь, и поэтому если человек хочет быть христианином, то путь его ведет неизбежно в Церковь. Если в Церкви ему что-то не нравится, что-то вызывает у него там раздражение, страх, другие негативные эмоции, то речь идет как раз о бездуховности. Есть и иной ее «симптом»: человек заходит в храм и начинает плакать. Одна мусульманка говорит мне: «Я люблю к вам в храм заходить, но я там все время плачу». О чем это говорит?

Ответ прихожан: «Может, речь идет об очищении, о своего рода катарсисе»?

— Прежде всего, это показатель «обескровленности», обессиленности лишенной духовной поддержки души, которая в храме оживает и начинает чувствовать свое состояние, скорбеть о нем, прося себе молитв, таинств. Человек не понимает, что с ним происходит, и уходит, вновь угашая свой дух. Причащаясь раз в несколько лет, люди тоже оставляют свой дух в ослабленном состоянии.

Существует три столпа жизни христианской, нормального христианского существования. И эти самые основы христианской жизни – это во-первых, участие в Таинствах Церкви, во-вторых, это молитва; в-третьих, чтение Священного Писания, и, наконец, пребывание в христианской общине. Да… Некоторые думают, что можно быть хорошим христианином у себя дома — сидеть, молиться, книги душеполезные читать, хранить свою чистоту душевную и, так сказать, держаться от всего подальше. Однако, это утопия. Как сказал Господь, — «Где двое или трое во имя Мое, там и Я среди них»… «Двое или трое во имя Мое», а не я один со своими любимыми книгами и иконами в своем углу.

Вера без дел мертва есть. Это нужно помнить всегда, чтобы мы ни делали. И вот сейчас, изучая Символ веры, если мы будем к нему подходить лишь как к богословскому тексту, при этом не соединяя его со своей жизнью, это останется лишь довольно бесплодным, рациональным, интеллектуальным занятием и больше ничего. Я же призываю вас к тому, чтобы вы стремились соединять полученное вами знание с жизнью. На этом пути у вас будет очень много препятствий, но их можно и нужно преодолевать. Только тогда вы сможете надеяться на то, что знание о Боге приведет к живой встрече с Ним, наше сердце изменится, и сами мы станем другими людьми. Мне хотелось бы закончить словами евангельскими. Господь сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». То есть мы пройдем какой-то путь, и этот путь приведет нас к жизни настоящей.

Автор: overnewsed

Добавить комментарий