Без рубрики

Святыни Свято-Никольского собора в г. Душанбе

Дорогие братия и сестры. Со времени образования Душанбинской и Таджикистанской Епархии, в Таджикистан, благодаря стараниям и молитвам Преосвященнейшего владыки Питирима, стали прибывать мощи святых угодников Божиих прославленных Православной Церковью. Основная часть мощевиков и икон с частицами мощей находится в Свято-Никольском Кафедральном соборе города Душанбе. Для Вашего удобства на епархиальном сайте мы размещаем описания мощевиков, их расположение в Свято-Никольском соборе, список святых угодников Божиих и их жития.

«Владыка Христос, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния. Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные…. и всякое даяние благое от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненною верой».

Почитание мощей известно в христианстве с глубокой древности. Есть предание, что ев. Лука принес в Антиохию десную руку св. Иоанна Предтечи. Во времена гонений христиане уносили с места казни тела мучеников, с честью погребали их и на их гробах совершали божественные службы. Отсюда получил свое начало древний обычай – полагать в алтаре мощи св. мучеников, что соблюдается и теперь. С прекращением гонений чествование мощей стало открытым и получило свой определенный церковный характер. Почитание мощей было закреплено определением VII Вселенского собора, которое предает отлучению или низложению отвергающих почитание останков святых.

Для того чтобы лучше понять смысл почитания мощей в Православной Церкви, нужно прежде всего обратиться к этимологии, происхождению самого русского слова «мощи». Это слово происходит от слова «мощь», «сила». Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое «Маcht» – «сила, власть», греческое «МAYOС» – «маг, волхв», дословно «могущественный» (этим словом названы в Евангелии волхвы). То есть мы поклоняемся и получаем благодать не от мертвых костей, а от силы Божией, носителем которой является тот или иной угодник Божий. Точно так же происходит с почитанием икон: мы же не дереву и не краскам поклоняемся, а изображенному святому, который является нашим предстателем перед Богом и доносит до Бога и наше целование, и нашу молитву. Благодать и помощь Божия присущи святым еще при их жизни. Но и после смерти в их честных останках действие святости сохраняется. Ведь в православном понимании тело столь же необходимо в человеческом составе, как душа. Господь создал нас трехчастными: тело, душа и дух. И у святых тело не менее свято, чем душа и дух. По нашей молитве к угоднику и к Господу эта благодать может нам содействовать и помогать.

Всем известно такое явление, как «частица мощей». Традиция разделения мощей святых возникла в очень раннее время. Феномен разделения мощей состоит в том, что именно не само тело, не сами останки являются носителем благодати, а живущая в них сила Божия. А эта сила неделима и, соответственно, одинаково присутствует во всех частях. То есть один перст святого не менее свят, чем его рука, нога, голова или все тело. Вспомним слова апостола Павла: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны… Посему… славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:21,26). Так что на какие бы малые частицы ни раздробляли мощи, их благодатность от этого не умаляется.

Правая сторона центрального придела Свято-Никольского собора. В кивоте икона Святителя Николая чудотворца с частицей мощей. Слева большой мощевик. Справа малый мощевик. 

8

Большой мощевик. В нем находятся 24 частицы мощей святых угодников Божиих. В том числе Иоанна Крестителя; апостолов Петра, Андрея, Матфея, Фомы; праведного Лазаря четверодневного; 

3

 

4

 

Малый мощевик с 16-ю частицами святых угодников Божиих.
Прп. Ираклия Иссыккульского, Св. вмц. Екатерины, Св. вмц. Анастасии Узоразрешительницы, Мч. Секунда, Свт. блг. кн. Глеба, Свт блг. кн. Андрея  Боголюбского,  Свт. Амвросия Медиоланского, Свт. Димитрия Ростовского, Свт. Иннокентия Иркутского, Блж. Косьмы Верхотурского, Свт Николая Алма-Атинского, Прп. Севастьяна Карагандинского,  Свмч. Льва, Вмч. Георгия Победоносца, Мч Домиана, Свмч. Александра Малиновского

мощи от 15 февраля 2013

 

6

 

Левая сторона центрального придела Свято-Никольского собора. Здесь расположены икона святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) и икона блаженной старицы Матроны московской. К обеим иконам прикреплены мощевики с частицами мощей.7

 

В левом приделе Никольского собора, освященного в честь святого праведного Иоанна Русского Исповедника, на центральном аналое расположена икона Св. Иоанна русского с частичкой мощей

10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *