Беседа третья: «О воплощении Сына Божия»
Сегодня мы будем рассматривать очень сложный для понимания член Символа веры и очень важное догматическое положение нашей с вами Церкви о воплощении Сына Божия.
Церковь издавна учила усматривать именно в Боговоплощении сущность дела Христова и существо нашего спасения, подчеркивая, в то же время, что это — «Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти».
Эти слова св. Апостола свидетельствуют о том, что чудо воплощения Сына Божия превышает понимание нашего ограниченного ума. Действительно, мы можем верить, но не можем объяснить событие, происшедшее две тысячи лет тому назад в Вифлееме, когда в одном Лице Иисуса Христа сочетались две столь разные и, в сущности, противоположные природы: вечная и бесконечная — Божеская, а одновременно и вещественная, ограниченная и немощная — человеческая.
Однако мы с вами попытаемся разобрать то, что нашему пониманию доступно. Для этого давайте зададимся вопросом: «Почему мы говорим, что Сын Божий сошел с Небес для нашего спасения?».
Отвечая на него, нужно помнить, что сошествие с Небес Иисуса Христа означало осуществление обетования, данного еще в раю после грехопадения Адаму и Еве. Этим обетованием жили Святые Отцы и Праотцы наши; весь античный мир до пришествия Спасителя жил смутным ожиданием перемен.
И вот более двух тысяч лет назад это величайшее во Вселенском масштабе событие, наконец, произошло – в мир пришел Спаситель, через Которого произошло исцеление самой природы человеческой посредством воплощения Сына Божия. Благодаря принесенной Им искупительной жертве природа человеческая получила новые силы, сделавшись причастной к жизни Божественной.
Означает ли это, что Спасение может быть совершено лишь со стороны Господа без нашего личного участия? Отнюдь не означает. Мы должны прилагать немалые усилия для того, чтобы своим личным подвигом это оправдание себе усвоить; должны исправлять свою греховную природу каждый день, каждый час; направлять ее силы к Богу. А поскольку природа эта грехом исказилась, повредилась, от нас требуются на этом пути и физические усилия, и душевные (психологические и интеллектуальные), и духовные. Мы должны видеть, распознавать и противостоять тем искушениям, которые на нас находят; должны на каждом уровне бороться с поврежденностью человеческой природы (не с ней самой, так как она по сущности добра, а с ее поврежденностью); должны искоренять то зло, которое вошло в нас с грехопадением. Каждый из нас в себе зло это знает. Знает и то, что порой нам кажется, что в одних и тех же грехах мы каемся, в одних грехах исповедуемся, что нет никакого продвижения в нашем с вами духовном развитии. Но даже это смиренное осознание греховности и никчемности, уже спасительно. Гораздо хуже убеждение, что мы — хорошие, правильные; что есть люди гораздо грешнее нас. Разве можно подходить с такими умонастроениями к Тому, Кого мы даже по сущности постичь не можем?!
Вот скажите мне, что, по вашему мнению, мы с вами знаем о Боге-Отце?
Ответ прихожан: «Он Творец», «Он – абсолютное добро»…
— Каковы его ипостасные свойства?
Ответ прихожан: От Него рождается Сын Божий и исходит Дух Святой.
— Сразу давайте повторим ипостасные свойства Сына Божия и Духа Святого.
Ответ прихожан: Сын Божий рождается; Дух Святой исходит.
— Вы должны четко усвоить эти ключевые глаголы. Катехизис тем и хорош, что он точно определяет понятия, не давая возможности впасть в ересь.
Итак, продолжим. О Ком сказано в Символе веры, что Он сошел с небес?
Ответ прихожан: О Сыне Божием.
— Да. Сын Божий «сошел с Небес» — так сказано в Символе веры. Но сказано еще: «Бог сошел с Небес», — хотя Он как Бог Вездесущ.
Справедливо, что Он Вездесущ, и потому Он всегда на Небе и всегда на земле. Но на земле прежде был Он невидим. Потому, кстати, в Ветхом Завете существовал запрет на изображение Бога: нельзя изображать неизобразимое. А почему сейчас, после Боговоплощения этот запрет снят? Потому, что Он явился во плоти и стал изобразим. В этом смысле сказано, что «Он сошел с Небес». Об этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа: «никтоже взыде на Небо, токмо (только)сшедый с Небесе Сын Человеческий, Сый (Сущий) на Небеси».
Сын Божий сошел с Небес нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе веры. Сказано, что Сын Божий сошел с Неба нас ради человек, в том смысле, что Он пришел на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для (спасения) всех нас, людей, вообще. Некоторые сектанты считают, что только они спасутся. Этими же словами в Символе веры опровергаются подобные умонастроения. Спасти всех людей пришел на землю Сын Божий.
От чего спасти? От греха, проклятия и смерти. Эту триаду вы должны себе четко уяснить. Потому что, когда человек согрешил, его Господь проклял, и грехом вошла в человека смерть. Для многих людей это трудно воспринять. В традициях так называемого гуманизма, а также в католической традиции закреплено, что человек сотворен добрым. Католическое вероучение не говорит о повреждении человеческой природы во время грехопадения. В нем говорится об искажении отношений между Богом и человеком. Потому единственно, что человеку нужно, это примириться с Богом, наладить эти отношения, и все будет хорошо. У католиков потому нет аскетического подвига. Протестанты тоже себе это заблуждение усвоили и довели его до логического конца: «Спасаются только верою!», — утверждают они. Человеческую природу-де вовсе выправлять не надо: она как была доброй, так и осталась.
Православие с этой точкой зрения категорически несогласно. Оно учит, что одного примирения с Богом мало, ведь природа наша все еще остается падшей, и нам нужно бороться с проявлениями греха. Одно то, что мы примирились с Богом и ходим в Церковь не может дать нам уверенности в том, что мы уже спасены.
Вопрос прихожан: А ведь Крещение снимает проклятье?
— Крещение снимает первородный грех. Но избавляет нас от него как раз Иисус Христос, Который принес себя в искупительную жертву.
Что же касается проклятия Богом Адама и Евы, то тут есть еще один тонкий момент. Часто, рассуждая о нем, люди задаются вопросом: «А за что? Что они такое особое сделали? Ну, нарушили запрет, съели яблоко, и что? Дайте нам эту заповедь, и мы будем ее соблюдать!».
Так ли это на самом деле? В поврежденной природе человека тяга к запретному по-прежнему сильна. Проводился даже такой эксперимент: в коробочку клали некую вещь и говорили детям, что смотреть ее нельзя; едва только экспериментаторы выходили из комнаты, как те тут же бежали смотреть коробочку. А ведь это — невинные дети! Что уж говорить о нас, взрослых?! Стоит нам что-то запретить, как мы тут же бросаемся это совершать. О чем это говорит? Да о том, что, поставь нас в те же условия, в которых находились Адам и Ева, мы бы сделали то же самое; если даже не хуже.
Последствия же совершенного ими греха оказались действительно ужасны: не только повредилась природа человека (грех, войдя в нее, тут же распространился как рак, дав метастазы), но и нарушилось все в мироздании после того, как человек впервые употребил свою свободу во зло. В дальнейшем человеческая природа продолжала все более и более повреждаться. И уже на Каине мы видим, какие страшные результаты этот процесс дал.
А, кстати, знаете ли вы, почему Адам и Ева назвали сына Каином? Что значит это имя?
Ответ прихожан: Долгожданный?
— Нет. Смысл этого имени лежит в понятии «человек от Бога» или «данный Богом».
Господь, когда изгонял Адама и Еву и рая, обещал им, что придет Искупитель. Потому они и подумали, что Каин и есть тот самый Искупитель. Но потом у них родился второй ребенок. И они его назвали Авелем. Авель значит – «пар», «дым». В этом имени уже выразилось разочарование Евы: она поняла, кто у нее родился; увидела в своем первородном сыне не обетованного Спасителя, а последствия грехопадения. И действительно впоследствии Каин убил брата своего Авеля.
Вопрос прихожан: Почему же так произошло? Господь же любит первенцев?
— По закону Моисея, первенцы должны были посвящаться Богу. Но это совсем не означает, что все они должны были быть праведниками. В этом вашем рассуждении нарушаются законы данной человеку свободы воли.
Именно поэтому, имея эту свободу и продолжая использовать ее во зло, Каин не только не стал тем самым Искупителем, но еще более усугубил грех Адама и Евы, которые на самом деле нанесли Богу страшное оскорбление. И кому под силу было искупить его?
Ответ прихожан: Только самому Богу.
— Да. Это было под силу только Ему. Потому Бог и стал человеком, чтобы принести эту искупительную жертву Правде Божией. Помните, мы с вами говорили об сущностных свойствах Божиих? Любовь и Правда. Любовь и Справедливость. Давайте задумаемся о них применительно к Боговоплощению.
Простой пример. Что делает мать, когда только любит и балует ребенка?
Ответ прихожан: Она культивирует Любовь без Правды, растя, таким образом, монстра.
— Верно. А когда мать наказывает ребенка, пресекая его пока еще малые шалости, она делает ему добро, реализуя Любовь с Правдой, со Справедливостью. То есть даже на нашем бытовом уровне мы можем понять, что это такое. Потому что у нас, созданных по образу и подобию Божию, заложено врожденное чувство Справедливости. Тем более у Бога. У Него есть высшая Справедливость — Правда Божия. Против нее-то и согрешили первые люди. И нужно было, чтобы эту Правду Божию кто-то удовлетворил. Под силу же это было сделать лишь Сыну Божию – второй Ипостаси Пресвятой Троицы.
Итак, от чего Он спасает человеков?
Ответ прихожан: От греха, проклятия и смерти.
— Когда грех вошел в людей?
Ответ прихожан: Когда они не послушались Воли Божией.
— Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет. Для человека стало смертоносным вкушение плода от древа познания добра и зла потому, что оно соединено было с непослушанием воле Божией. Таким образом, непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге. Наименование древа познания добра и зла соответствует своему существу, потому что человек через это древо познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло — в противлении ей. Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Что при этом произошло? Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло эту свободу.
Человек… Это сделал именно он. И сделал потому, что он был побежден диаволом. Вот почему он же должен был исправить содеянное.
Способен ли он сделать это самостоятельно? Нет. Человек, даже если умом он признает, что закон Божественной любви высок и хорош, не сможет найти в своей греховной природе сил для осуществления этого закона; наоборот, постоянно будет видеть в себе иной закон, противовоюющий закону его ума, и ему останется только вместе с великим апостолом воскликнуть: «Несчастный я человек!».
Именно поэтому в мир был послан Спаситель: Любовь Божия к человекам в том и открылась, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили чрез Него жизнь. Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его. Вот почему имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Христиане — новая тварь, и дело Христа — создание именно этой новой твари. Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим
Обычным ли человеком стал при этом Сын Божий? Нет. Ведь диаволом был побежден человек, рожденный не обычным порядком естества, не от семени мужеского, но созданный из земли, и притом из земли чистой, непорочной, как дева. Вот почему, когда настало время спасения, Сын Божий вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, принял от Нее человеческую природу – родился сверхъестественным образом «от Духа Свята и Марии Девы». Совершив это, Господь наш Иисус Христос затем Своим послушанием Богу Отцу исправил непослушание человеков и научил нас ставить волю Божию выше своих желаний.
Господь Бог указывал людям через Своих пророков многие признаки пришествия в мир Спасителя. Так, например:
— пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы и с удивительной ясностью предсказал страдания Его;
— пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме;
— пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет во вновь созданный иерусалимский храм и что перед Ним послан будет Предтеча, подобный пророку Илии;
— пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим на осляти;
— царь Давид в псалме 21-м изобразил крестные страдания Спасителя с такою точностью, как бы сам их видел у Креста;
— пророк Даниил за 490 лет предсказал срок явления Спасителя, предсказал Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв.
Когда Сын Божий, Иисус Христос, пришел на землю, то многие праведные, люди узнали Его, как Спасителя мира:
— восточные мудрецы (волхвы) узнали Его по звезде, которая пред рождением Спасителя явилась на востоке;
— Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов;
— Симеон и Анна узнали Его по откровению Святого Духа, когда Он был принесен в храм;
— Иоанн Креститель узнал Его на реке Иордане, во время крещения, когда сошел на Него Святой Дух, в виде голубя и голос Бога Отца засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»;
— многие узнали Его по превосходству Его учения и особенно по чудесам, которые Он творил.
Наше спасение Иисус Христос совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением Своим.
Учение Его бывает для нас спасительным, когда мы принимаем его всею душою, и поступаем согласно ему, и жизнью своею подражаем жизни Спасителя. Как ложное слово диавола, принятое первыми людьми, сделалось в людях семенем греха и смерти; так истинное слово Христово, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни.