Вера, Надежда, Любовь, и Матерь их Софья
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с Воскресным днем и с памятью мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – очень известных в Православной Церкви, и особенно в Русской Православной Церкви: у нас в России многие женщины носят имена этих святых мучениц.
Сначала мы с вами поговорим о нашем нынешнем Евангельском чтении, которое мы слышали сегодня за Богослужением. В этом чтении Господь наш Иисус Христос призывает нас отвергнуться себя, взять Крест свой и следовать за Ним; и говорит такие слова, что тот, кто погубит душу свою, тот спасется; а тот, кто спасет душу свою, тот погибнет.
Эти слова Евангельские часто вызывают у читающих их недоумение. Что значит погубить душу свою и спастись, и что значит спасти душу свою и погибнуть? Чтобы понять эти слова, нужно знать, как устроен человек, его природа.
Природа человека устроена иерархично. Человек состоит из тела, души и духа. Когда человек был создан Богом, еще до грехопадения, дух человеческий – то есть самая высшая сила его души – жил в Боге и питался Божественными, нетварными энергиями. Душа питалась силами духа, а тело питалось силами души. А когда произошло грехопадение, этот вектор направленности сил человеческой природы перевернулся. И дух стал паразитировать на душе. Душа стала питаться силами тела – то есть плотскими страстями, а тело, не находя себе пищи, стало смертным. Отсюда и появилась смертность. Эту вот душу, которая перевернута, которая питается силами плоти, плотскими страстями, и нужно погубить, и тогда мы приобретем вечное спасение. То есть вектор направленности души нужно перевернуть, и это сделал Господь наш Иисус Христос, когда пришел в этот мир.
Господь был безгрешен. В его природе не было поврежденности первородным грехом, которая во всех нас присутствует. Во всех людях есть этот первородный грех, который распространяется со времен Адама и Евы. Он очищается в таинстве Крещения. Но при этом не происходит некоего магического чуда, мы не становимся абсолютно безгрешны – нам только дается возможность не грешить, даются Божественный силы, силы этих энергий нетварных, укрепляющих нас в стремлении не грешить, направлять вектор человеческих сил снова к Богу. Чтобы мы вновь могли питаться Богом; чтобы дух наш пламенел; душа опять питалась духом, а тело – силами души.
Почему подвижники, уходя в пустыню и в полной мере посвящая себя Богу, полностью находились в Духе и практически не нуждались в человеческой пище? Потому, что они уже получали пищу от Бога – так, как это делали Адам и Ева до грехопадения.
Вот что значит, погубить душу свою, и что значит спасти душу свою. Душу греховную, душу одержимую страстями нам нужно погубить здесь, на этой Земле, чтобы она получила свое. То, из чего был создан человек, из этой персти земной, в Землю и отойдет. Наши с вами тела распадутся на стихии вместе с этими страстями, если мы будем с ними бороться. А если не будем, страсти увлекут нас с вами в ад, и тогда мы окончательно погибнем. Вот для чего нужна Церковь Христова – для того, чтобы получать вот эту силу направлять вектор наших человеческих сил, нашу природу к Богу. Своими силами, без помощи Господа, мы с вами это сделать не можем.
Сегодня чествуемые нами святые – Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – нашли в себе силы и смогли победить свою плоть… Нашли в себе силы, несмотря на свой отроческий, даже детский возраст Вера,Надежда и Любовь; а материнская любовь святой Софии оказалась слабее, чем любовь к Богу. Так и должно быть! Она понимала, что любовь к Богу должна быть больше, чем к ее чадам. Неужели она не любила своих детей, когда отдавала их на муки и сама присутствовала при этих муках?! Кто из нас сможет повторить ее подвиг? Никто. Потому, что никто бы из нас не отдал свое чадо на такие страшные мучения, которым подвергались отроковицы Вера, Надежда и Любовь. Одна меньше другой были. И, тем не менее, подвиг этот преодолели. Своими ли силами? Есть ли у ребенка на это силы? Конечно, нет! Именно силой Божией, силой Божьей Благодати, они смогли все вытерпеть. И какая вера была у Софии, которая стояла при этом и видела муки своих святых дочерей и укрепляла их – молилась и даже радовалась тому, что дочери становятся мученицами. Вот какая была вера!
Те из Вас, кто носит имена этих святых, конечно должны подражать им в их земном подвиге, укреплять свой дух, ходить в храм, не лениться. Нам нужно в силу своих возможностей подражать им, подражать подвигу тех святых, имена которых носим; прочитать их житие; изучить его, запомнить; и этот святой или святая, имя которого мы носим, будет нам в жизни помогать.
Еще раз поздравляю Вас с праздником. Особенно Вер, Надежд, Любовей, Софий. И напоминаю, что в день своего Ангела надо причащаться!
Будьте все здравы и Богом хранимы!