Доклад на тему: «Преподобный Сергий Радонежский, Святитель Алекский Московский и Святой Благоверный князь Дмитрий Донской, как единство пророческого, первосвятительского и царского служения
«Преподобный Сергий Радонежский, святитель Алексий Московский и святой благоверный князь Дмитрий Донской как единство пророческого, первосвятительского и царского служения»
Гончарова Е.С.
учитель истории ФГКОУ «СОШ №6»
г. Душанбе
«Признаком великого народа служит его способность подниматься
на ноги после падения. Пробьет час, соберет он силы,
и воплотит их в великом человеке».
В.О. Ключевский
Середина XIV века в истории русского народа время непростое, время великих дел, время того самого часа, когда он собрал свои растерянные нравственные силы и воплотил их, даже не в одном, а в трех великих людях – Великом князе Дмитрие Донском, Святителе Алексие митрополите Московском и преподобном Сергие Радонежском. Силами и служением этих трех патриотов земли Русской на территории Московского княжества была создана основа будущего Государства Российского. А на духовном небосклоне святой Руси засияли звезды великих и любимых народом святых, каждый из которых прославлен Церковью по своим заслугам.
Известно, что с середины XIII века, в результате монгольского нашествия на Русь, установилась система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов – иго. Русские земли переживали период раздробленности, единого государства не было, желания, и возможности объединить силы для оказания отпора у русских князей тоже не было. На долгие годы русские князья потеряли политическую самостоятельность, исправно, год за годом отправлялись они в Золотую Орду за очередным ярлыком на служение.
Возвышение в XIV веке Москвы, которая стала постепенно собирать вокруг себя «вотчины» в единое государство стало качественно новым этапом сопротивления завоевателям. Первое общерусское сражение с Ордой связано с именемВеликого князя Дмитрия Иоанновича Донского.
Великий князь был внуком знаменитого Ивана Калиты, который, будучи князем, часто ездил к хану Узбеку в Орду и вскоре заслужил его расположение и доверие настолько, что в то время как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными. Внук, в отличие от деда, открыто выступал против завоевателей и отказывался повиноваться ярлыкам хана. В 1373 году и 1376 году великий князь отогнал ордынские войска, появившиеся в Рязанской земле, в 1378 году году в Рязанской земле на реке Воже наголову разбил сильное войско Орды во главе полководцем Бегичем. Власть Орды над Русью оказалась под угрозой.
Тогда, незаконно захвативший власть в Орде, темник Мамай начал готовиться к большому походу на русскую землю. Мамай тщательно готовился к войне с Русью — он заключил военный союз с Великим князем литовским Ягайло, который был обеспокоен ростом могущества Москвы, обещал Мамаю свою помощь и Олег Рязанский, присоединялись отряды наемников. Значительны были силы Мамая!
Что же Великий князь Дмитрий? Одним из имен, которым наделяет древний книжник Дмитрия Иоанновича в похвалу ему, — «с Богом все творящий и за Него борющийся». Житие Великого князя описывает его так: «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал». « Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил, и каждое воскресенье Святых Тайн приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел предстать. Поистине земной явился ангел и небесный человек». Ни одного значительного государственного решения Великий князь не принимал без благословения Церкви.
Ключевыми духовными фигурами в жизни князя Дмитрия Иоанновича оказались святитель Алексий митрополит Московский и преподобный Сергий Радонежский. Детство князя прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу его, Великому князю Иоанну Иоанновичу. Поначалу роль святителя Алексия в государственной деятельности сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но по смерти Иоанна II в 1359 году митрополит стал фактическим главой русских княжеств. На него, возглавлявшего боярскую думу, легла ответственность за весь ход политических дел на Руси. Девятилетнему Дмитрию митрополит Алексий на долгое время заменил отца. Он помог молодому князю удержать великокняжеское достоинство в борьбе с другими претендентами на него.
Часто приходилось бывать Предстоятелю Церкви и в Орде. Митрополит был весьма уважаем ханом Чанибеком. После чудесного исцеления святителем Алексием ханской жены Тайдулы между ханом и митрополитом установились доверительные отношения. В память об этом чудесном событии Святитель основал впоследствии Чудов монастырь в Кремле, на землях, любезно подаренных ханшей в знак благодарности за исцеление. Многими своими славными деяниями святитель Алексий внушал доверие и почтение к православной религии, но при этом был кроток, сдержан и не отказывался идти в Орду ходатайствовать за благо земли Русской. Так, когда новый хан, свирепый Бардибек, потребовал от русских князей новой дани и собирался на них войной, святитель Алексий по просьбе князей отправился в Орду. В беседе он укротил гнев грозного властелина и избавил русские княжества от великой беды.
Своей духовной властью и авторитетом святитель Алексий иногда принуждал повиноваться Великому князю Московскому удельных князей, действовавших, по злому умыслу или от непонимания, во вред Москве.
Из этих, далеко не всех фактов из жития митрополита Московского Алексия можно понять, насколько напряженным было его служение. Именно такого служения требовала тогда покоренная, разоренная и страдающая Русь. И, несмотря на хаос, беззакония и смятение, охватившие русский народ, Предстоятель Церкви смог привлечь внимание удельных князей к идее необходимости сплочения вокруг централизованной власти, указав при этом способ реализации этой цели.
Тесной и святой дружбой соединился святитель Алексий Московский с преподобным Сергием Радонежским. Вместе делили они радость и горе, вместе служили Церкви и родной земле.
Часто приходилось преподобному Сергию Радонежскому покидать родную обитель, путешествовать в Москву, чтобы посетить своего духовного друга, митрополита Алексия, и учеников, нуждавшихся в духовном наставлении Преподобного, его совете и деятельном участии. Приходилось бывать преподобному Сергию и во многих княжеских уделах и с помощью кротких бесед и увещеваний приводить князей к мирному решению возникавших между ними споров. Великий князь Дмитрий Иоаннович часто призывал Преподобного и лично просил его воздействовать на упрямых князей.
Постепенно в Русской земле пробуждалось сознание нужды сплотиться воедино, чтобы сбросить с себя общими усилиями ненавистное рабское иго, сплотиться во имя создания сильного независимого государства.
В это время Московский митрополит Алексий и преподобный Сергий Радонежский принимают решение о создании по всей Руси монастырей, которые могли бы содействовать объединению вокруг Москвы разрозненных русских княжеств. В монастырях русские князья могли получить мудрое наставление и духовную поддержку, а в случае военных действий мощные монастырские стены могли бы обеспечить надежный тыл и оборону для княжеских дружин. Монастыри также служили средством оповещения о нашествии врагов и местом сбора вооруженных ополчений для отпора нашествий. Руководить строительством таких монастырей был поставлен преподобный Сергий Радонежский, у которого уже был опыт создания крупных обителей. Само же строительство Сергий поручил своим лучшим ученикам. Впоследствии учениками Сергия Радонежского было основано до сорока монастырей; из них в свою очередь, вышли основатели еще пятидесяти по всей северо-восточной Руси. Главной консолидирующей российское общество святыней, конечно же, стала Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Святителем Алексием и преподобным Сергием было начато великое дело духовного объединения России, молитвенным щитом которого стали монастыри.
По древнему преданию, преподобного Сергия Радонежского в его келии в Троицкой обители, посетила Пресвятая Богородица. Это событие произошло в Рождественский пост 1379 года и укрепило Заступника земли Русской в решимости молитвенно и деятельно поддержать Великого князя Дмитрия Иоанновича, готовящегося дать решительный бой Мамаеву войску.
Приближался грозный 1380 год. Русской земле угрожало повторение страшных ударов 1237-1240 гг. Под знаменами Московского князя Дмитрия Иоанновича, собирались русские князья, которые готовы были идти на Мамая и сбросить ненавистное иго. Наступал решающий момент. К тому времени Великий князь остался без духовного наставника, митрополит Алексий два года уже как почил, поэтому за благословением князь Дмитрий Иоаннович со свитой отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому.
Великий князь поделился сомнениями о том, хватит ли сил войска на разгром врага. Понимая, что не все еще готово для окончательной победы, преподобный Сергий все же дает свое благословение на битву. В этом событии военный аспект играет второстепенную роль. Своим благословением преподобный Сергий призывает смириться перед Высшей Волей и напоминает князю строки из Евангелия: «Нет большей любви, как если кто положит душу за друзей своих». Сказал также старец Дмитрию: «Венец тебе еще не готов, но многие венцы плетутся мученические. Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего, но вначале почти дарами и честью нечестивого Мамая. Господь увидит твое смирение и вознесет тебя, а его неукротимую ярость низложит». Князь отвечал, что пробовал уже много раз смирить гордыню врага и предлагал мирное сосуществование и посильную дань. Но Мамай хочет сверх того. Если уступить ему, это приведет к полному разорению Руси. Тогда Преподобный сказал: «Если так, то ждет его погибель, а тебя слава от Господа». Дмитрий опустился на колени, и преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю Сергий дал двух монахов— Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея по прозвищу Ослябя, и повелел им готовиться, а вместо щита и шлема возложил Сергий на них схиму.
Перед битвой князь Дмитрий Иоаннович получил знамение. Когда стоял он с войском недалеко от Москвы, явилась ему икона святого Николая Чудотворца. Исполненный трепета и умиления, он пал на колени. Икона спустилась, и благочестивый князь сподобился принять ее. Обрадовавшись такому видению, Дмитрий Иоаннович воскликнул: «Вся сия угреша сердце мое!». Так Бог укрепил, успокоил и воодушевил князя на решительную борьбу с врагом. Позже в честь этого события Дмитрий Донской заложил в этом месте храм во имя святителя Николая, где впоследствии была устроена иноческая обитель — Николо-Угрешский монастырь, вокруг которого со временем разросся город Угреша.
Победоносным стало Куликовское сражение 8 сентября 1380 года. Половина русской рати полегла на Куликовом поле. Повсюду высились горы убитых воинов. Оставшиеся в живых подтягивались к великокняжескому знамени. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Дмитрия Иоанновича нет среди них. Наконец, отыскали Великого князя, лежащего без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на нем были все изрублены. Князя привели в чувство, сообщили о победе. Медленно поехал он, осматривая Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед Великим князем. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев». Сам считал он число убитых и, прощаясь с ними, сказал: «Здесь суждено вам пасть, меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Здесь сложили вы головы… за Землю Русскую… Вечная вам память и слава!»
«По всему пути до Москвы народ встречал полки Великого князя Дмитрия с ликованием. Праздник стоял на Руси: одолели проклятых ордынцев! Слава Московскому князю Дмитрию Иоанновичу! Слава героям‑воинам! В праздник Покрова Пресвятой Богородицы русская рать торжественно вошла в Москву. Гудели колокола, заливались трубы веселые, гремели бубны громкие. С тех пор и прозвали князя Дмитрия Иоанновича — Донским. С тех пор не смотрела больше Русь на Орду, как на силу несокрушимую, как на иго вечное». Куликовское сражение не смогло полностью разгромить Золотую Орду и окончательно сбросить иго, но продемонстрировало Орде и ее союзникам сплоченность удельных князей под московскими знаменами. Дрогнула мощь Золотой Орды, постепенно стала ослабевать ее власть.
Три человека – три высоких служения во имя одного великого дела. Как схожи они со, знакомыми каждому христианину служениями Господа нашего Иисуса Христа – служение первосвященническое, служение царское, служение пророческое.
Иисус Христос – Первосвященник. Господь Иисус Христос есть не только Агнец Божий, принесенный в жертву за жизнь мира. Он есть вместе и Приносящий, Совершитель жертвы, Первосвященник. Христос есть «приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый» — Сам приносится в жертву, Сам и приносит жертву, Сам и принимает ее, и приходящим Сам раздает. Святитель Алексий митрополит Московский своим мудрым и добрым наставничеством над князем Дмитрием Донским несет служение первосвященническое, готовя и духовно взращивая Великого князя Дмитрия Донского.
Иисус Христос – Глава и Царь мира. Как Царь, Он принес долгожданную победу над адом, разрешил его узы. В этом служении проявил себя и Великий князь Дмитрий Донской, принеся русскому народу долгожданную победу над монголами. Золотая Орда не была повержена в Куликовской битве, слишком уж несметная была эта сила, но был указан путь к свободе, как отверзлись Врата Царствия Небесного после Воскресения Иисуса Христа.
Иисус Христос – в пророческом служении. Задача пророка, принести слово от Господа для народа, которое будет изменять жизни людей. Кто как не Сергий Радонежский явился в пророческом служении на земле русской. Как Господь наш Иисус Христос возвестил людям во все доступной для нас полноте и ясности волю Отца Небесного о спасении мира, и стал нравственным совершеннейшим примером веры и благочестия, образцом новой жизни, так и преподобный Сергий Радонежский стал новым духовным лидером, в котором русский народ увидел идеалы и последовал за ними.
Решительные совместные действия митрополита Московского Алексия, преподобного Сергия Радонежского и Великого князя Дмитрия Донского возымели решающее влияние на дальнейший ход русской истории. С этого момента Русское государство, объединенное вокруг Москвы, получает небесное благословение, и все увереннее освобождается от рабского ига, тем самым подтверждая непобедимость триединства — Церкви, Государства и Народа.
Эта идея нашла зримое отражение в знаменитой иконе монаха Спасо-Андроникова монастыря, иконописца, преподобного Андрея Рублева, который, под впечатлением великих событий объединения и укрепления Руси, в прославление Господа и в похвалу святителю Алексию, преподобному Сергию и Великому князю Дмитрию Донскому, для Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры написал знаменитую икону Троица.