Торжество православия
24 марта, в воскресный день завершения первой недели Великого поста, в Душанбинском кафедральном соборе было особенно многолюдно. После совершения Литургии был отслужен чин праздника Торжества Православия. В завершение службы епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим произнес перед верующими проповедь.
«Поздравляю вас с праздником недели Торжества православия. Становление этого праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.
После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Тогда была побеждена ересь иконоборчества и все остальные расколы церкви, и был установлен этот праздник, как итог поды в борьбе православных христиан за чистоту своей веры.
С того времени, когда Православие стало разрешенной религией в Православную Церковь вошло много случайных людей и в ней стали широко распространяться первые ереси и расколы. Самый страшный грех для человека – уйти в ересь или раскол, потому что грех ереси и раскола не смывается даже мученической кровью, ибо это – раздирание хитона Господня. И мы с вами видим, что, действительно, по прошествии двух тысяч лет от Рождества Христова, от правой веры откололись целые государства, миллионы людей, которые сейчас находятся вне Православия. И это на самом деле страшно, потому что эта трагедия происходит на протяжении многих веков, и люди теряют возможность спасения.
Поэтому Церковь молится в этот день, чтобы верующие люди сохранили единство веры. И когда Церковь провозглашает свои анафематизмы , которые в последнее время мы, кстати, не произносим, — это не проклятие, как иногда думают простые люди, а это – констатация факта, что анафематствуемые находятся вне лона Церкви, и если они находятся вне Церкви, то не Церковь их проклинает, а сами эти люди уходят из нее. У каждого есть свободный выбор, куда пойти, в какую Церковь, в какую деноминацию. И здесь, в Таджикистане, много находится сект и тех людей, которые должны быть в нашей Православной Церкви, но посещают секты.
Но вернемся к нынешнему празднику. Это победа над иконоборчеством. В 8 –ом веке среди клира, среди свщенноначалия были люди, которые уже не исполняли строго церковных предписаний. Даже были такие случаи, когда верующие православные хвалились друг перед другом, что они не прочитывали молитв, кафизм, не исполнили других правил. Это считалось особым удальством. Распространилось внешнее соблюдение обряда и к нему примешивались всяческие суеверия.
Например, когда с икон соскабливали краски, ссыпали в воду и выпивали такое питье, думая, что оно исцелит и уврачует душевные и телесные недуги. И вот такое магическое использование наших православных икон было неправильно. Христиане поклоняются Богу, а не веществу, из которого делают Его изображения.
Иконопочитание состоит в том, что поклоняясь образу, молящийся обращается к Первообразу. В иконопочитании раскрывается догмат о Боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, и, действительно, тогда Бога никто не видел, и нельзя было изображать того, чего ни один человек не видел.
Но когда Бог воплотился и стал Человеком, когда простые люди смогли видеть Его своими обычными очами, то Бога начали изображать на иконах. А отвержение икон опровергает догмат о Боговоплощении. Вы знаете, как появился первый образ Христа, который мы называем Нерукотворный образ? Когда Эдесский царь Авгарь заболел проказой, то, зная, что Христос творит чудеса, послал слугу к Спасителю с просьбой, чтобы Он исцелил его.
Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат слуге с повелением отнести пославшему его. И когда царь Авгарь приложил этот убрус к своему лицу, то сразу исцелился.
Позднее Авгарь крестился, а образ сохранил, прикрепив его к доске и поместив в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
И вот этот образ – убрус – мы с вами видим на иконах, это первая икона Христа. С тех времен сохраняется сам образ, узнаваемый, повторяемый множество раз на других иконах. И на этом тоже основывается наше иконопочитание».
Обращаясь к верующим, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, произнес также назидание пастве. Он сказал: «Напомню, что закончилась первая седмица Великого поста, но в церкви в эти дни народу было немного. Я должен Вам сказать, что те, кто не пришел, потеряли очень многое. Службы этой недели — особенные. Богослужения прошедших дней были благодатными и продолжительными, но пролетали, как одно мгновение, принося молившимся духовные дары.
Сейчас Господь щедрой рукой дает эти награды, эти сокровища, и, к сожалению, мало людей, которые хотят эти сокровища приобрести. Раньше, в советское время, люди брали отпуска, чтобы бывать на службе в эти дни, уходили в паломничество в святые места, их задерживали, не пропускали, их останавливала милиция.
Чтобы совершить паломничество в Почаевскую Лавру, и обойти милицию, женщины специально одевали яркие модные одежды, красили глаза и губы; а когда приходили в Лавру, то стирали косметику, одевали платки и стояли на службах в храмах и усердно молились. Вот к каким ухищрениям прибегали наши соотечественники, чтобы быть на службе в Первую и Страстную недели поста. А мы не хотим прийти в храм, и ищем себе оправдания, чтобы не быть на службе. Но еще не все потеряно, большая часть поста впереди, в среду и пятницу у нас будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Приходите, и тогда вы сможете в полной мере насладиться службой, и причаститься».
После молебна епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим продолжил тему иконопочитания в катехизаторской беседе с прихожанами храма.
«Икона — это Богословие в красках, это окно в тот, горний мир. В иконе нет времени, там время остановилось, там нет пространства, движения. Бог не начал быть, нет начала его бытия, Он вечен.
Поэтому события, которые хронологически разнесены во времени, на иконе изображены единовременно, потому что там все уже произошло.
Один из западных святых отцов — свт. Григорий Двоеслов — даже сказал, что икона для людей неграмотных, которые не могут читать Священное Писание, а, видя изображение на иконе, таким образом понимают христианство. Но это не глубокое понимание иконы характерно для западной Церкви. На самом деле в иконах заключается очень большая глубина и много смысла. В иконе совершенно другое пространство, это как бы взгляд оттуда на нас. Центр сфокусирован на молящегося, святые смотрят на нас. На иконах мы видим, так назыаемую, обратную перспективу — когда удаленные предметы изображатся крупнее, чем приближенные, и возникает ощущение, что на тебя смотрят из горнего мира.
И самое важное, самое интересное на иконе — это свет, свет Царствия БожияБ изображаемый, как правило, золотым цветом.
При написании иконы существует строгий канон. Иконописец, изограф — это не вольный художник, который что хочет, то и изображает. Мы видим, что на иконах практически нет движения, как бы все застыло, одежды лежат неподвижно. Потому что в Царствии Божьем нет перемен. Там нет греха. Там только радость, свет, и благодать. Все неподвижно, только глаза говорят с нами. И мы видим необыкновенно выразительные глаза святых.
Почему блаженную Матрону изображают слепой? Это неправильно, Блаженная Матрона на иконе должна изображаться зрячей, потому, что там, на небесах она не слепая. Поэтому правильные те иконы, где блаженная Матрона изображена зрячей. Ведь на иконах человек изображается не при жизни, а в Царствии Небесном».
Владыка обратил внимание прихожан на иконы, установленные на стенах храма, и подробно описал некоторые из них, в частности, икону Святой Троицы.
«Изучая икону Ветхозаветной Троицы, мы видим на ней множество деталей: на столе много предметов, стоит посуда, угощения всякие. Все три Лица Троицы имеют внешнее очертание, то есть, круг. Это не случайный элемент декора, здесь круг — это символ вечности.
Есть и другая икона Троицы, выполненная Андреем Рублевым, на которой почти отсутствуют дополнительные детали. На ней – лишь три фигуры, написанные сидящими вокруг небольшого стола. А внутренний контур фигур изображает чашу, а ней Христос, Слово Божие, искупительная Жертва, принесенная за грехи мира. И нет ничего, отвлекающего взгляд молящегося человека от Божественных ликов Троицы. И теперь мы видим отличия иконы Троицы Рублевской от всех других подобных икон».
Большая часть беседы была отведена рассмотрению икон Божьей Матери. Владыка рассказал о значении цвета одеяния, позы и взгляда Богородицы на различных иконах.