Рождественское послание Преосвященнейшего Питирима епископа Душанбинского и Таджикистанского
Возлюбленные о Господе пастыри,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас со светлым и радостным праздником
Рождества Христова!
Сегодня мы с вами снова и снова переживаем величайшее событие более двух тысячелетней давности, когда в окрестностях Иерусалима, небольшом иудейском городке Вифлееме родился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, – пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин.1,14).
Языческий мир встретил воплотившуюся Истину риторическим вопросом: что есть истина?(Ин.18,38); а иудейский народ криками: возьми, распни Его! (Ин.19,15). Встреча Бога и человека произошла тогда, когда зло в мире достигло своего апогея. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, таков у Бога обычай: не сначала…удалять бедствия, но когда они достигнут наибольшей высоты. Языческая премудрость заблудилась в лабиринтах философии и отчаялась в поисках истины, а иудеев ослепила их мнимая праведность и следование букве Закона. Одни, как слепорожденные, не могли видеть Истину, другие видели и не узнавали Ее.
Воплотившийся Сын Божий пришел исцелить и освободить человечество, соединив в Себе и примирив с Собою всех, уверовавших в Него, получивших новое, духовное рождение для вечной жизни. Актуальная возможность жить духом и в Духе открыла затворенные врата Царства Небесного и положила начало новой, христианской эры. В Откровении св. апостола Иоанна Богослова это время символически обозначено, как тысячелетнее царствование Христа со святыми Своими (Откр.20,4–6). С этого времени существование всего мира поставлено в прямую зависимость от того, насколько тесно единение в Духе Бога и человечества. Любые попытки устроения рая на земле обречены на неудачу, поскольку, по словам Спасителя, Его царство…не от мира сего (Ин.18,36). Чудовищные социальные эксперименты, которым подверглась наша страна в начале и в конце XX века, доктринально были связаны с этой иллюзорной идеей своими силами построить общество свободных, сытых и довольных. Гуманистические идеалы удовлетворения душевно-телесных потребностей социума заменили собой богодарованное стремление человека к духовной свободе. В результате, к настоящему времени мы подошли к ситуации, схожей с той, какая сложилась ко времени Рождества Христова, когда дальнейшее распространение зла в мире ставит под угрозу само существование человечества.
Уходящий 2014-й год стал временем новых вызовов, особенно для двух родственных православных народов – русского и украинского. Пришло время испытания нашей веры и верности Богу и традиционным христианским ценностям Православия. Либеральным жандармам других, по сути своей антихристианских, ценностей удалось оторвать плохо укорененную часть украинского общества от родной земли, политой кровью отцов и дедов, погибших в борьбе с фашизмом. И в этом поднявшемся кровавом смерче вновь обнажилась гримаса, казалось бы, давно побежденного нацизма. Западный мир еще раз являет нам свою суть в этом зверином оскале. Новое столкновение цивилизаций – западной антихристианской и восточно-христианской – приносит свои неизбежные жертвы. Весь уходящий год мы соборно молились о мире на Украине. Надеемся, что новый год принесет этот долгожданный и выстраданный мир и понимание того, насколько важно хранить мир и не поддаваться на льстивые обещания рая на земле.
Прислушаемся лучше не к оракулам земного счастья и благополучия, а к провозвестникам божественной Истины и вечного блаженства. Один из них, преподобный Феодор Студит обращается сегодня к нам с такими словами: «Каждый наш день и час… должен быть наполнен радостью о Господе, особенно в светлый праздник Его Рождества. Да не останется места в наших сердцах страху и унынию, вражде и розни, отчаянию и неверию в силу Божию. Будем ликовать о Родившемся Богомладенце, приобщая к этой радости весь мир, неся ближним и дальним свет евангельского благовестия».
Аминь!
ЕПИСКОП ДУШАНБИНСКИЙ И ТАДЖИКИСТАНСКИЙ
Рождество Христово 2014/1015 г.