Назад, в Иерусалим! (Рассказ)
Представляем вашему вниманию рассказ Преосвященнейшего епископа Питирима, описывающий впечатления от паломнической поездки на Святую Землю.
Назад, в Иерусалим!
Паломничество в Иерусалим, на Святую Землю – это всегда незабываемо: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя»(Пс.137). Паломническая группа, отправившаяся с 12-го по 20-е февраля во Святой Град из г. Душанбе, была небольшой, но весьма представительной. Возглавлял паломников, или как в старину говаривали – поклонников (от поклоняться святыням), автор этих строк, преосвященный Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанский. Со мной в путешествие по святым местам Палестины отправились Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Таджикистане Ольга Гаврук, первый советник российского посла в Таджикистане Валерий Дергачев с супругой Светланой, супруга российского коснула Елена Лабузова и супруга главы Россотрудничества в Таджикистане Ольга Курнушко, председатель попечительского совета Душанбинской епархии Константин Горященко и ктитор кафедрального Свято-Никольского собора Андрей Изатшоев, сотрудница епархии Елена Григорьева, а также иерей Максим Ханов с матушкой Ольгой из Краснодара.
«Душанбинцы» летели турецкими авиалиниями через Стамбул, а «краснодарцы» напрямую в Бен-Гурион. Прогноз погоды был весьма неутешительным и начал оправдываться уже в первый день, когда паломники, воспользовавшись большим перерывом между рейсами, решили посетить храм Святой Софии Константинопольской. В Стамбуле разыгралась стихия – ураганный ветер с дождем сбивал с ног, так что в Великую Церковь пробрались с вывернутыми зонтами, продрогшими, но счастливыми. Сколько ни читай описаний, ни смотри изображений, ни слушай рассказов о величайших памятниках культуры, свое собственное впечатление всегда бывает другим. Так было и в этот раз: Святая София, легендарная и прославленная, предстала как восточная невеста после свадьбы – одновременно разочаровала и восхитила. Не буду объяснять чем – сами идите и смотрите. Вот только знаменитые фрески Деисуса до сих пор не дают покоя, как Звенигородский Спас в Третьяковке – тот же «живой» румянец на Лике Христа. После посещения величайшей христианской церкви все дружно проголодались. Зашли в ближайшее кафе и по неистребимой русской привычке уже хотели было разлить по 50 грамм «для сугрева» предусмотрительно купленного в дьюти фри коньяка, как вдруг бдительные хозяева стали проявлять признаки недовольства и беспокойства. Пришлось, как шкодливым подросткам, мимикрировать под чай запрещенный в мусульманской стране напиток, разливая его из-под полы. На одной из улиц столицы бывшей Византийской империи попался отпрыск нынешних ее хозяев – веселый таксист-турок, встретивший группу русских словами: «Путин во (большой палец вверх), а Обама во (палец вниз)!» Интересно, но та же сцена повторилась спустя три дня почти буквально, только уже в Вифлееме с подростком-палестинцем.
Полуношный и суматошный Бен-Гурион, ночной Иерусалим из окна – и мы в Вифлееме, в гостинице Русской Духовной Миссии. Нас предупреждали, что гостиницы в Израиле почти все одинаково плохонькие. Но мы же не на курорт приехали, поэтому после легкого ворчания привыкших комфорту людей пришлось все же смириться и не портить незабываемые впечатления впечатлениями преходящими. Первое место, куда мы по утру отправились с нашим гидом Андреем, – это поле пастушков. По преданию, именно тут Ангелы в ночи возвестили бодрствующим пастухам о Рождестве Христовом и воспели гимн: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Историю возникновения, исчезновения и возрождения храмов на этом святом месте можно прочитать здесь: http://rusdm.ru/guide/372. Андрей добавил к этому интересный рассказ о случае, произошедшем в 20-х годах прошлого века в пещерном храме на поле пастушков:
«Церковнослужитель Халиль Абуфарха, православный араб, житель близ лежащей деревни, взял у священника ключи от подземного храма на поле пастушков, с тем, чтобы зажечь лампады для утрени. Ему казалось, что уже пять часов, но его обманул свет луны. Фактически, было два часа ночи. Приблизившись к храму, Халиль услышал звуки удивительных по красоте песен. Голоса были ему незнакомы. Преодолев страх и смущение он спустился в пещеру и внезапно обнаружил себя на Божественной Литургии ангелов. Когда Халиль тихо стоял, с удивлением и восхищением внимая звукам божественных гимнов, он заметил перед Царскими вратами прекрасную Женщину с нимбом. Пока он думал, кем могла быть эта Женщина, он услышал стук копыт и увидел молодого всадника, в спешке вбежавшего в храм. Женщина громко спросила: «Где ты был, св. Георгий? И почему ты, получающий так много Его даров, опаздываешь?» Молодой всадник ответил: «Матерь Божия, Госпожа Богородица, корабль тонул в море, и я должен был спешить туда, чтобы спасти людей, просивших о помощи». Сказав это, он встряхнул плащом, и капли воды упали на лицо и одежду Халиля, в изумлении внимавшего диалогу. Когда Литургия закончилась, он получил святой хлеб из рук самой Матери Божией! Когда Богородица, св. Георгий и ангелы исчезли, прихожанин, покрытый каплями воды, продолжал сидеть, сжимая хлеб в руке, до тех пор, пока на утреннюю службу не пришли священник и односельчане». Вот такая утешительная история!
Далее на пути паломничества Хеврон – один из самых древних городов мира. Там праотцу Аврааму у Мамврийского дуба явилась Пресвятая Троица в виде трех Ангелов. С этим местом у меня связано много личных воспоминаний. До поступления в московскую духовную семинарию в 2000 году я семь месяцев был трудником в Свято-Троицком монастыре святых праотец в Хевроне. Существует много интересных преданий и легенд, связанных с этим местом: http://rusdm.ru/guide/83. Но одну любопытную историю уже нашего времени я лично слышал из уст монаха Авраамия, подвизающегося в этом монастыре с 1993-го года. Тогда Свято-Троицкий мужской монастырь в Хевроне принадлежал РПЦЗ. Среди его насельников оказались два монаха – выходцев с Украины. Они-то окончательно и погубили Дуб: разобрали над ним навес, защищавший от палящего зноя, и зацементировали площадку рядом с Дубом, перекрыв таким образом доступ воды к корням. И последняя живая ветка Мамврийского Дуба засохла. А на Святой Земле, столь богатой всякими легендами, существует предание о том, что когда погибнет Мамврийский Дуб, вскоре наступит конец света. Вот и старайся после этого не думать о роли Самостийной в последних судьбах мира!
Второй день на Святой Земле оказался, пожалуй, самым насыщенным. Начался он с приема у любвеобильного и по-восточному гостеприимного и щедрого на подарки Святейшего Патриарха Иерусалимского Феофила, затем храм Гроба Господня со всеми его святынями, Крестный путь Спасителя, Овчая купель и всенощное бдение на праздник Сретения в храме св. мц. Царицы Александры в Русской Духовной Миссии. А ночью служба на Гробе Господнем. Вся моя группа причастилась – несколько человек впервые в жизни. 15 лет я не был в Иерусалиме, а оказавшись вновь у Гроба Искупителя, с новой силой пережил те же ощущения, что и впервые – не отрываясь ни на мгновенье от земли, вдруг обретаешься на небе, незаметно, тихо и сладостно устало. Притихшие и благодатные вернулись в вифлеемскую гостиницу, чтобы отдохнув пару часов, не пропустить литургию в храме Рождества Христова. В пещере, где родился Христос, служат православные арабы. Обратила на себя внимание одна особенность их богослужения: во время пресуществления Святых Даров в Тело и Кровь Христову, когда мы благословляем Хлеб и Вино со словами: «И сотвори убо Хлеб сей… А яже в Чаще сей…», православный священник-араб, служащий литургию, просто стоит перед Святой Трапезой на коленях и молится про себя, не совершая никаких действий. А затем встает и произносит по-арабски: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!». Те из наших паломников, кто проспал литургию в храме Рождества, увидев нас, устыдились, и на следующее утро уже вся группа в полном составе причастилась в пещерном храме, откуда «воссиял миру Свет Разума».
Программа третьего дня началась с посещения женского монастыря прп. Феодосия Великого, где находится пещера, в которой останавливались евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема. В этом монастыре сохранилась гробница прп. Феодосия Великого, а мощи святого находятся в храме Гроба Господня: http://rusdm.ru/guide/76. Главе дипломатической миссии Республики Беларусь было приятно узнать, что раньше в этом монастыре покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой, которые ныне находятся в Полоцке. Помолившись у всех святынь монастыря, мы вышли из его врат и «угодили в руки разбойников». Нас заставили пересесть из нашего уютного и чистого микроавтобуса в какое-то отдаленно похожее на него грязное передвижное средство и лихо повезли в монастырь прп. Саввы Освященного. Похоже, что маршрут до обители автора Устава, по которому наша Русская Православная Церковь живет с 14-го века, строго контролируется местной арабской мафией – на чужих транспортных средствах подъезд к монастырю строго воспрещен. В сам монастырь женщин не пускают, ну а мы сподобились лицезреть чудом сохранившийся Благовещенский храм с открытыми недавно древними фресками и приложиться к мощам великого основателя Лавры – прп. Саввы. Здесь же находится пещера, где подвизался прп. Иоанн Дамаскин, куда нас любезно согласился провести наш соотечественник, насельник монастыря в сане иеродиакона. Он же был нашим гидом по Лавре и рассказал много из того, о чем написано здесь: http://guide-israel.ru/attractions/12581-lavra-savvy-osvyashhennogo. Женщины наши тоже не скучали. Им Андрей показал «женскую башню», которую прп. Савва выстроил для своей материи Софии, чтобы она жила рядом с его Лаврой. Признаки нервозности проявлял только наш непрошенный водитель – похоже, мы исчерпали лимит отведенного нам времени и ему нужно было вести следующую партию «жертв».
Далее нас, как нам казалось, ждал Спасо-Вознесенский монастырь на Елеонской горе. Но мы, а вернее наш гид Андрей, не учел, что было воскресенье, когда монастырь не принимает паломников. Тогда стали пугать бедных сестер монастыря мною – как это епископа не пускают! Договорились, чтобы мы пришли через несколько часов, ближе к вечеру. А мы направили свои стопы к «стопочке Спасителя», над которой высится мусульманская мечеть или часовенка. Приложившись с благоговением к отпечатанной на камне стопе возносящегося на небеса Господа, мы спустились чуть ниже, к подножию Масличной горы, чтобы приложиться в Гефсиманском саду к камню, на котором молился Христос перед Своими крестными страданиями. Затем посетили Гефсиманскую обитель св. рвнап. Марии Магдалины, где покоятся мощи святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Поклонившись мощам наших великих святых жен, мы прошли на монастырское кладбище, где похоронен замечательный человек, которому мы во многом обязаны тем, что имеем Русскую Палестину – участки на Святой Земле с русскими храмами и монастырями[1]. О сподвижнике легендарного начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина), его верном драгомане Якове Егоровиче Халеби не поленитесь прочитать здесь: http://jerusalem-ippo.ru/sv_z/vestnik/3-4/iii/2. Ну а самому Великому Архимандриту Русской Палестины мы поклонились, спустя полчаса, будучи все-таки допущены, как и договаривались, в Свято-Вознесенский монастырь на Елеоне, где он упокоился. Здесь же находится очень дорогая для меня святыня – место 1-го и 2-го обретения главы св. Иоанна Предтечи. Сам я родился в день 3-го обретения его честной главы. Место это представляет собой небольшое углубление в полу (как раз такое, чтобы в него уместилась голова), выложенное древней мозаикой. Одна из сестер продемонстрировала нам, как нужно лечь вниз лицом на пол и опустить голову в нишу. И так там голове хорошо, что лежать бы и лежать ей там до скончания века! Ну а закончился этот благодатный день посещением величайшей христианской святыни – Гроба Божией Матери. Нашему гиду пришлось нас оттуда буквально выгонять – по нескольку раз прикладывались в Гробу Богородицы и Ее Иерусалимской иконе. Из Гроба Божией Матери, как и из Гроба Спасителя, выходить нужно лицом к святыне. А один из наших паломников вышел, повернувшись спиной ко Гробу Божией Матери. Затем опомнился: «Что-то я не так вышел!» – и решил исправить ошибку: вошел и вышел, как положено.
День четвертый. Горненский женский монастырь: http://rusdm.ru/pace/45. Я помню, как он выглядел в 2000-м году – не было еще величественного собора всех святых в земле Российской просиявших. Меня поразила тогда удивительная икона Благовещения, на которой Дева Мария изображена совсем юной Отроковицей. Эта икона торжественно переносится в специально установленный для Горненского монастыря по прошению архм. Антонина (Капустина) праздник «Целования» в память посещения Божией Матерью своей родственницы праведной Елисаветы. Указом Синода от 5 августа 1883 года этот праздник определялось праздновать 30 марта (12 апреля н.ст.), если Благовещение не попадает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы или в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник»). Согласно традиции икону Благовещения Пресвятой Богородицы из Троицкого собора Миссии перевозят к источнику Божией Матери в селении Эйн Карем, где ее уже ждут сестры обители. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход в монастырь. У входа в храм лежит цветочный ковер, собранный руками сестер. Установив икону в церкви, у нее ставится игуменский жезл. Икона Благовещения, в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней на три месяца до 24 июня – дня Рождества Иоанна Предтечи. Этот праздник является престольным праздником Горненского монастыря. На Рождество св. Иоанна икону Благовещения провожают из Горней в Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Пещера, где св. Иоанн Предтеча провел свои детские и отроческие годы, стала следующим объектом нашего поклонения. Ныне там Францисканский монастырь. Место очень красивое и благодатное. Есть тут и святой источник святого Иоанна Крестителя, где живут разноцветные рыбки. Раньше в пещере Иоанна Предтечи была удивительная иконка Святого: подвижник в верблюжьей шкуре, препоясанный поясом кожаным (по-славянски – усменным), совсем еще юный, но очень мужественный и суровый. Рассказывали, что сколько бы ни пытались эту икону фотографировать, ничего не получалось. Сейчас ее, к сожалению, уже нет в пещере.
Из пустыньки Эвен Сапир – так по-еврейски называется место, где св. Иоанн Предтеча провел свои детские годы – мы отправились в монастырь Святого Креста, где, по преданию, высилось Древо, выросшее из трех посохов, оставленных праотцу Аврааму явившимися ему Ангелами. Авраам повелел своему племяннику праведному Лоту посадить и поливать эти посохи, пока они не оживут. Из них выросло триединое Древо, из которого был сооружен Животворящий Крест Господень. Монастырь Святого Креста – http://palomnic.org/xm/mon/5 – в настоящее время превращен в музей, где хранятся древние реликвии и святыни, на первый взгляд, никем не охраняемые – мы не встретили ни одного человека в помещениях бывшего монастыря. Но это только так кажется – современные средства наблюдения и защиты тем и сильны, что «притворяются», будто их нет. В этом монастыре окончил свой земной путь и похоронен грузинский поэт Шота Руставели, чье изображение сохранилось на одной из фресок XII века.
Далее наш путь лежал в Сионскую горницу, построенную на месте, где Спаситель устроил Своим ученикам Тайную Вечерю и где Апостолы и Матерь Божия собрались на 50-й день после Его Воскресения и на них сошел в виде огненных языков Святой Дух. Здесь еще св. равноапостольной Еленой в IV в. была построена маленькая церковь, впоследствии разрушенная. Она была восстановлена королем Сицилии Робертом Анжуйским в XIV в. Существующее в настоящее время здание возведено в период крестовых походов и носит следы позднейших реконструкций. Нынешнее помещение Сионской горницы – это второй этаж здания, на первом этаже находится гробница (кенотаф) царя Давида и синагога. Сама Сионская горница сегодня не принадлежит ни одной из церквей и находится в ведении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный. На подходе к ней стоит созданный по проекту скульптора А. Демина памятник св. царю Давиду… с оторванным носом – ревнители-иудеи надругались над памятником своего прославленного царя, памятуя ветхозаветный запрет на человеческие изображения. Закончился этот день на Святой Земле посещением католического храма Успения Пресвятой Богородицы: https://ru.wikipedia.org/wiki. На этом месте был дом, где возлюбленный ученик Христов св. апостол и евангелист Иоанн Богослов заботился о Пресвятой Богородице и где Царица Небесная упокоилась от Своей многострадальной земной жизни и переселилась в райские обители.
Пятый день нашего паломничества – это путь из Иерусалима через Иудейскую пустыню в Иерихон. Сразу вспоминается притча Спасителя о милосердном самарянине. По дороге любовались со смотровой площадки, не заходя, на скальный монастырь прп. Георгия Хозевита. На подъезде к горе Искушений в наш уютный микроавтобус врезался наглый грузовик, повредив нам бампер и правое крыло. После этого искушения мы путешествовали на большом автобусе. А некоторые попытались прокатиться на верблюде (см. фото: http://lifted.asia/palomnichestvo-na-svyatuyu-zemlyu). Побывав в греческом монастыре на 40-дневной Горе, где дьявол искушал Господа (монастырь Искушения или монастырь Каранталь (араб. Deir al-Quruntal) : http://www.pravmir.ru/monastyr-na-gore-iskushenij/#ixzz3TtPrTNqE), мы посетили храм пророка Елисея, где растет старая смоковница – потомок той, на которую влез низкорослый мытарь Закхей, чтобы видеть Господа. Посетили мы и монастырь прп. Герасима Иорданского, где находится также пещерный храм на месте остановки Святого Семейства по пути бегства в Египет. Финалом незабываемого дня стало погружение в святые воды Иордана. Я, как св. Иоанн Креститель, стоял в воде и погружал трижды в священные воды мужскую часть нашей паломнической группы. Женщины погружались сами. Ольга Анатольевна – Посол Белоруссии – побоялась погружаться с головой, а потом всю дорогу жалела. В автобус влетели, как птицы в гнездо – на крыльях. А далее – Галилея, родина Богочеловека Христа.
Пока утомленные паломники едут несколько часов из Иудейской пустыни через Самарию в Галилею, расскажу немного о нашем гиде Андрее. Он из советских евреев, эмигрировавших в начале 1990-х. В Союзе закончил высшее военно-морское училище, был капитаном какого-то ранга и бороздил Балтику. Питерский. В первые годы, без знания языка, ему было трудно в Израиле. Но через скорби сильный человек закаляется. На Святой Земле Андрей нашел и свою судьбу – кстати, родом из Таджикистана, тоже эмигрантку, и призвание – он замечательный рассказчик, неравнодушный, как будто первый раз, с увлечением и со вкусом говорит то, о чем уже столько раз приходилось рассказывать. И артист! Забегая вперед, поведаю, что одной из кульминаций нашей паломнической программы станет внезапное явление его в образе св. Андрея Первозванного на лодке посреди Галилейского озера в белом одеянии с рыбацкой сетью, которую он будет забрасывать по разные стороны корабля, чтобы по-евангельски ничего не поймать. Впрочем, все это можно увидеть и прочитать на его сайте: http://andrey-guide.com/index.php/obo-mne. Откровением для нас стало его признание, что, работая гидом и сопровождая православные группы, он сам уверовал в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, и принял крещение.
Земная родина Спасителя встречала нас радугой над морем Генисаретским, или Галилейским, или Тивериадским. Над Галилеей гуляли грозные тучи, разгоняемые иногда весенним солнцем, отчего то тут, то там внезапно возникали радуги и так же внезапно исчезали (см. фото http://andrey-guide.com/images/Sea_Galilee_Tiberias/075~1.JPG).
В Тивериадскую гостиницу мы прибыли к ужину, за которым возвеселили свое сердце прекрасным израильским вином. По соседству вкушала пишу группа поляков, решивших продемонстрировать «русским оккупантам» в духе последней и предпоследней вашингтонских инструкций, кто в мире хозяин, – пение поляков было громким, долгим и торжествующим. Потом всю ночь они ходили и гремели над нашими головами, как будто собирались на всю оставшуюся жизнь эмигрировать на Марс, где нет «этих противных русских». Однако далеко уйти им не удалось: когда на следующий день мы спустились с Фавора, они только собирались на его вершину, и мы равнодушно встретились. На Фаворе, как и положено, была игра светов – и дождь, и солнце. Красиво расписанный греческий храм Преображения Господня сияет свежим золотом и красками. В нем находится Чудотворная акафистная икона Божией Матери, которую ошибочно называют «Неувядаемый цвет». Прочитайте, не поленитесь, прекрасную статью Павла Викторовича Платонова, из которой вы узнаете много нового и интересного: http://jerusalem-ippo.ru/palomniku/sz/1_01_2014. А мы последуем в Назарет во францисканский храм-базилику Благовещения Пресвятой Богородицы.
Заметное издалека величественное здание церкви построено в 1969 г. на месте, где стояла первоначально построенная святой равноапостольной Еленой ранневизантийская церковь, а впоследствии церковь эпохи крестовых походов. Церковь состоит из двух уровней, нижний уровень включает в себя Грот Благовещения, который многие христиане считают остатками жилища Девы Марии, где Архангел Гавриил благовестил Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!» (Лк.1,28). В храме было много посетителей-иностранцев, всегда шумных и суетливых. Мы спустились в еще безлюдный грот и успели несколько секунд помолиться в этом святом месте – «начала нашего спасения», набрали воды с текущего здесь источника и, почти ничего не запомнив, вышли на улицу. С Канной Галилейской нам и вовсе не повезло – греческий монастырь на месте известного евангельского события был по непонятным причинам безнадежно закрыт. Но зато впереди нас ждали незабываемые впечатления: плавание на корабле по Тивериадскому озеру с вышеописанной сценой «ловитвы рыб». Единственное оно же и главное действующее лицо – Андрей – сам бывший галилейский рыбак, в конце плавания обратился к нам с пламенным призывом помочь бедным носителям этой самой почетной и малооплачиваемой на земле профессии. Закончился день посещением Русского подворья св. рвнап. Марии Магдалины. Там мы с детским восторгом плавали в теплых водах целебного источника, в котором водятся удивительные создания – маленькие рыбешки, шустро объедающие ступни зазевавшихся жертв, не как пираньи, конечно, а очень щекотно и весело.
Последний день нашего паломничества по Святой Земле начался с Нагорной проповеди Спасителя на Горе Блаженств. Первую главу этой удивительной проповеди мы прочитали на самой горе. А затем гид повел нашу маленькую группу туда, куда мало кого водит – в пещерку с видом на Галилейское море, где, возможно, прятался от непогоды Христос со Своими учениками. Там как раз умещается 12 человек. Сидя на простой деревянной скамье, мы прочитали до конца Нагорную проповедь, и слова ее так легко и целительно ложились на душу, что вряд кто из нас посмеет теперь забыть эти одни самых важных истин Божественного Откровения. Уходить из пещерки не хотелось, но нас ждала хлебо-рыбосольная Табха – место преумножения Спасителем хлебов. Краткую историю построенного на месте преумножения хлебов храма можно прочитать хотя бы здесь: http://guide-israel.ru/attractions/10727-cerkov-umnozheniya-xlebov-i-ryb. Самое удивительное там – сохранившиеся до наших дней знаменитые мозаики V-го века с изображением рыб и хлебов, растиражированные предприимчивыми арабами на бесчисленной керамике, продаваемой повсюду. Гид объяснил нам и другие, обретающиеся здесь интересные мозаичные символы – изображения павлинов и пеликанов. Оказывается тушка павлина не истлевает после его смерти, поэтому в древней Церкви, прибегавшей к конспирологии в целях безопасности, изображение павлина символизировало Воскресшего Христа в нетленной и неистленной плоти. Про пеликана существует множество легенд, как эта птица раздирает себе грудь, чтобы своей кровью напоить отравленных змеей птенцов и, погибая, спасает им жизнь. Поэтому на древних христианских изображениях пеликан символизирует Искупителя, спасшего Своею Кровью уязвленное древним змием человечество. В Сионской Горнице на колонне тоже можно разглядеть барельеф с изображением пеликана, кормящего своею кровью птенцов.
С заоблачных высот христианского умозрения мы спустились к сегодняшней реальности, представшей пред нами сбывшимся пророчеством: «И ты, Капернауме, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Мрачные развалины построенного из черного базальта древнего Капернаума впечатляют. Грозное предупреждение современному западному миру, отвергающему Христа и стремительно превращающемуся на наших глазах в Содом. Открытые археологами улицы проклятого города напоминают пепелище. В 1838 г. здесь были обнаружены развалины Белой синагоги III — IV вв. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно, синагоги в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит францисканскому ордену. Над местом, где находился дом св. апостола Петра и где Христос исцелил его тещу, висит весьма оригинальное здание католической церкви в форме летающей тарелки.
Последним местом нашего путешествия по Святой Земле стал греческий храм 12-ти Апостолов с издалека заметными розовыми куполами. Там подвизается в течение многих лет удивительный человек – монах Иринарх. Я его помню с 2000-го года. Он один превратил в райский сад вверенный ему участок церковной земли. А сейчас уже и храм украшают прекрасные росписи, а про дивный сад и говорить нечего – язык немеет. Трудолюбивого монаха мы застали за изготовлением свечей. Со времени моего первого знакомства с ним он неплохо овладел русским языком, и мы очень тепло общались на близкие темы. Ведь в Душанбе мы тоже сами делаем свечи, пытаемся, правда, не очень успешно, облагородить территорию (не хватает воды для полива в период летней засухи – у нас ее называют чаля), производим вино, вот только чачу не гоним, в отличие от нашего греческого собрата. А горячительный напиток у него в ассортименте: и из хурмы, и из винограда, и из шелковицы и еще Бог весть из чего – всего того, что произрастает в его райском уголке на берегу Галилейского моря. От своих богатых щедрот брат Иринарх одарил нас целебным напитком, которым, как он уверяет, его 70-летний отец лечит, именно только как лекарственным средством и не более того, все свои недуги, отчего выглядит на 20 лет моложе. Попрощавшись с неутомимым тружеником, мы отправились выполнять последний пункт нашей паломнической программы – попробовать в местном ресторанчике рыбу св. апостола Петра. Погода резко испортилась, полил холодный дождь, а в Иерусалиме выпал снег. Мы же сидели одни в просторном ресторане с прекрасным видом на Тивериадское море, растягивая удовольствие от вкушения дивной рыбы, согретые заботой монаха Иринарха. И думали: на небе мы, или на земле?
На землю мы и в прямом и в переносном смысле вернулись в душанбинском аэропорту, когда выяснилось, что наш багаж застрял на несколько дней в Стамбуле из-за разразившего там природного катаклизма. А мы его, по милости Божией, почти и не заметили.
Питирим
Епископ Душанбинский и Таджикистанский
16.03.20015г.
[1] Об истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме лучше всех повествует юбилейный выпуск историко-культурного иллюстрированного альманаха «Святая Земля» – «Русская Палестина: люди и судьбы». Изд. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 2012.