Праздников праздник и торжество из торжеств. Пасхальное интервью епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима
Светлое Христово Воскресение – главное событие церковного календаря и всего православного мира, древнейший и самый важный праздник, отмечавшийся еще во времена апостолов и установленный в честь Воскресения Иисуса Христа. Это радостный и светлый праздник, о нем мы поговорили с Епископом Душанбинским и Таджикистанским Питиримом.
— Мы находимся в преддверии празднования Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Самая главная ассоциация, связанная с эти праздником – это, конечно же, торжественное приветствие христиан, дивное созвучье слов Христос Воскресе! Расскажите, пожалуйста, Ваше Преосвященство, что же несет в мир этот радостный возглас?
Действительно, очень радостный возглас – «Христос Воскресе!», он и отличает нас от всех остальных религий. Апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то мы были бы самыми несчастными из всех людей». Ведь если бы Христос не воскрес, то мы остались в своих грехах не искупленными, пребывали в ветхозаветном состоянии, когда уже снова открылись врата рая для человека. Что нам принес Христос: спасение, освобождение от греха, проклятия и смерти. Он не только умер за нас, но и воскрес из мертвых. Если бы мы верили только в смерть Христову, то были самые несчастные из всех людей, нас бы ничто не ждало за гробом – и здесь, в земной жизни одни страдания, болезни, лишения и смерть, и там за гробом – пустота и небытие. Ради чего тогда жить? Тогда будем следовать эпикурейскому принципу античной Греции: «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем!», как и живут сейчас многие, согласно правилам эвдемонической культуры – бери от жизни все! — которая возрождается на наших глазах. Но Христос воскрес, а значит, воскреснем с ним и мы, поэтому все несчастья скорби ради Христа приобретают глубочайший смысл, т.к. получают совершенно другое измерение – вечное Царство, где нет ни скорби, ни болезни, ни воздыхания. Терпя в земной жизни какие-то скорби, болезни, голод, жажду, даже мученическую смерть, мы в Царствие Небесном за все получаем награду. Все терпят скорби, и верующие, и неверующие, но только христианин, который верит в Воскресение Христова, спасается ими, а все прочие нет. У православных христиан — это самая главная радость, самая большая надежда и главный праздник, в отличие от католиков, например, — у них центр притяжения переместился на Рождество Христово. Но Рождество Христова это только начало нашего спасения, а завершение, апогей — это как раз Воскресение Христово, этим возгласом мы и приветствуем друг друга все время, о особенно во время празднования Пасхи – 40 дней после светлого Христова Воскресения.
— Срок Вашего служения в Таджикистане сравнительно небольшой, и Вы, я думаю, так или иначе проводите некое сравнение вашей жизни и служения в России с тем, что есть в Таджикистане. Есть ли явные отличия в праздновании Пасхи?
В пасхальном праздновании, а особенно в том ощущении благодати этого праздника праздников, нет никаких отличий. Как помните, Л. Толстой писал в «Анне Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Вот и мы все, когда радуемся, становимся похожими друг на друга, как одна семья, где бы ни находились чада этой семьи — в России или в Таджикистане, в Европе, в Америке — где угодно, и к какой бы национальности мы ни принадлежали, главное, что мы православные христиане. И пребываем в этой пасхальной радости, в этом свете благодати, который нас всех объединяет. Радость не имеет отношения к месту, только людьми она может переживаться индивидуально, но по своему опыту знаю, что пасхальная радость похожа, как будто бы время не имеет границ, что в принципе и бывает в Царствии Небесном, где человек пребывает в этом умиротворенном, радостном ощущении вечности. Восторженное ощущение вечности мы как раз и можем испытывать в праздник Пасхи, если во время Великого Поста подготовили себя к переживанию этой радости.
— Как люди относятся к торжественной службе в ночное время, не было ли просьб со стороны прихожан перенести ее на утреннее служение, в целях безопасности и удобства людей, которым трудно добираться ночью в храм и обратно домой?
Пасхальная служба должна быть только ночной, это имеет историческое основание, Иисус Христос родился ночью и воскрес ночью, поэтому если не совершать ночного служения, то мы погрешаем против исторической правды. Да и саму службу в полном объеме невозможно будет совершить, потому что само чинопоследование пасхального богослужения начинается с пасхальной полунощницы, затем ровно в 00 часов – пасхальная заутреня и далее уже литургия. А для тех, кто не может прийти на ночное служение, есть вторая поздняя литургия, которая совершается у нас в кафедральном соборе в 9.00 ч. Те прихожане, которые вынуждены пропустить ночное богослужение, по этому поводу скорбят, ибо не смогли в полноте приобщиться той пасхальной радости, которая бывает в ночное время. Мы каждый год стараемся оказать помощь в доставке в храм и обратно наших прихожан: арендуем транспорт, чтобы после ночной службы всем прихожан было удобно и спокойно добраться до дома, 201-ая военная база нам в этом тоже помогает, и сами прихожане, у кого есть транпорт, активно поддерживают друг друга.
— Скажите, пожалуйста, как донести до сознания многих прихожан, что посещение кладбища и принятие там разных яств, многими христианами в этот светлый и радостный день неверно, ведь Православная Церковь это не приветствует, для поминания усопших есть другие дни, предусмотренные в церковном календаре?
Обычно на кладбище ходят те, кто в пост не приходил в храм. Сейчас в храме идут постовые недели и три субботы подряд, мы совершаем специальные заупокойные службы родительской субботы, панихиды, усиленно молимся за усопших. Так происходит потому, что в течение будничных дней постовой седмицы нет литургического поминовения живых и мертвых. Поэтому Церковь, как чадолюбивая мать, установила, чтобы в три родительские субботы сугубо поминались усопшие. Когда у нас пасхальная радость мы не должны ее ничем омрачать. В этот день не должна быть скорбная память об умерших, для нее есть специальный день, установленный церковным календарем — радоница. На девятый день после Пасхи мы молимся по особому чину об упокоении усопших. В церковном богослужебном уставе все прописано и не нужно его нарушать. Обычай посещать кладбище в Пасху появился в советское время, когда многие храмы были разрушены или закрыты, и людям некуда было пойти, поэтому они не придумали ничего другого, как пойти на кладбище. В этом видится глубокий символический смысл – Бог показывает, куда в конечном счете приводит безбожная идеология, отвергающая вечность и бессмертие души – на кладбище! А сейчас бес радуется таким вот вещам, гонит людей не в храм, а на кладбище, правда, сейчас уже меньше прихожан туда ходят. Когда люди приносят в храм освещать куличи, мы проводим с ними разъяснительные беседы о том, что не нужно сегодня посещать кладбище, и объясняем почему. Может быть, некоторые делают это еще из-за практических соображений: в воскресенье выходной день, удобно пойти на кладбище, хочется, чтобы и там было чисто и хорошо. Но еще раз повторюсь, что есть специальный для этого день — радоница, а Пасху лучше провести в кругу родных и друзей в радости.
— Весь православный мир в канун Пасхи радуется схождению благодатного огня в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова у Гроба Господня, как некого благословения рода человеческого. И существует предание, что как только благодатный огонь не сойдет, нас повергнет кара небесная и наступит конец света. Скажите, пожалуйста, истина это или ложь?
Да, я слышал это преданье, их много в церковной среде бытует, и это одно из них. По-гречески такие благочестивые народные предания называются хрисмы, то есть Происхождение их весьма туманно, может быть, какой-то святой изрек когда-то что-то похожее, а народная молва пересказала на свой лад. Но, тем не менее, их нельзя назвать суеверием. Например, очень распространенное предание о последнем царе, который войдет в Константинополь и освободит Святую Софию, известно с незапамятных времен. Народ очень любит такие, если хотите, пророчества. Одно из таких преданий — про то, что когда не сойдет благодатный огонь на Гроб Господень, прольется кровь христианская в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и это будет знаменем прихода в мир Антихриста. Первые письменные свидетельства о снисхождении благодатного огня относятся только в 9 веку. До этого времени ничего не известно об этом чуде. Были годы, когда он не сходил. В 19 веке об этом свидетельствует архимандрит Порфирий Успенский, начальник первой русской духовной Миссии в Иерусалиме. Это свидетельство дало повод для всяких спекуляций, что схождение огня на Гроб Господень — вообще подделка, афера греков. Но это, действительно, чудо, которое происходит ежегодно, за редким исключением, на Гробе Господнем в Великую Субботу. Если огонь в какой-то год не сойдет, это будет знаком от Бога, что что-то происходит не так в христианском мире. И в последнее время ощущается какое-то напряженное ожидание этого, что не будет огня, не просто так, и мы с вами видим, что в мире происходят тревожные действия, не все спокойно.
Вчера я видел в интернете сюжет о том как один русский журналист по имени Иван на одной выставке достижения научно-технического прогресса, где-то в Европе, шутя вколол себе чип — идентификатор личности. Появление таких микрочипов – предвестников печати Антихриста, это как некое предзнаменование того, что скоро придет в мир и сам «человек греха». Эта печать уже готова и с ней пока еще играют, а потом ее будут всем вшивать, тогда это обернется трагической реальностью, а после и отречением от Христа. С этим не стоит играть.
— Объясните, пожалуйста, разницу между католическими и православными пасхалиями?
Эта разница появилась, когда Римско-Католическая Церковь в 1583 году провела реформу и ввела, так называемый григорианский календарь по имени папы Григория XIII. По новому, григорианскому стилю летоисчисление сдвинулось на десять дней назад. Католики иногда празднуют свою Пасху до иудейской Пасхи, что является прямым нарушением принятого на Первом Вселенском Соборе правила празднования христианской Пасхи, согласно которому христиане должны праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, при этом христианская Пасха не должна быть ранее иудейской или совпадать с ней. Потому что Христа распяли именно на иудейскую Пасху, а воскрес Он на третий день. Даже греческие Православные Церкви, которые перешли на новый стиль отмечают Пасху вместе с нами.
— Владыка, современная миссия Православной Церкви в Таджикистане определялась святейшим Патриархом как удерживающий фактор для всего русскоговорящего населения республики. Чтобы люди, укрепляясь верой, легче переносили невзгоды и трудности жизни, сохраняли присутствие России и дух православия на южных рубежах. Поэтому хотелось бы закончить интервью на радостной ноте, ваши пожелания в канун Светлого Христова Воскресения!
Конечно же: Христос Воскресе! Чтобы мы надеялись в этой жизни на Христа Воскресшего, были причастны Его славному Воскресению через приобщение к крестным мукам Искупителя. Это неразрывно — страдания и смерть Христа и Его победа над смертью. Как это у нас часто бывает, придет человек на Пасху в храм, второй раз в году после Рождества, хочет получить радость, не потрудившись во время Великого Поста. Но чтобы почувствовать пасхальную радость в полной мере, нужно приобщиться к крестным страданиям нашего Спасителя. Весь пост сострадать Христу, особенно в страстную седмицу, которая предшествует Светлому Христову Воскресению, иначе мы не почувствуем этой благодати. Поэтому я всем желаю быть вместе с Воскресшим Христом и в этой жизни и в вечности!
— Благодарю вас за беседу Ваше Преосвященство!
Подготовила Ксения Суркова
корреспондент пресс- службы
Душанбинской и Таджикистанской епархии