Епископ Питирим возглавил Божественную литургию в Покровском храме МДА
В воскресенье 3 февраля Русская Православная Церковь совершает память преподобного Максима Грека. Преподобный получил в юности обширное образование и стал монахом на горе Афон. В это время русский царь Василий III задумал перевести с греческого языка книги, который достались ему от матери, византийской принцессы Софьи Палеолог. В ответ на просьбу царя о помощи с переводом братия афонского монастыря послала на Русь ученого монаха Максима Грека. В далекой и чужой стране преподобного Максима ожидало множество испытаний. Он не побоялся обличить самого царя в отступлении от Христовых заповедей, за что долгие годы провел в заточении и отлучении от церковного общения. Но не зря невинный страдалец явил миру пример мужества и верности Господу. Власть сменилась, и преподобного Максима оправдали. Остаток жизни святой провел в Троице-Сергиевой лавре, где и поныне в Трапезном храме пребывают его мощи. 2 февраля, накануне воскресного дня, ректор архиепископ Верейский Амвросий, преподаватели и студенты Московской духовной академии собрались на совместную молитву в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. Храм был непривычно заставлен микрофонами и видеокамерами. Телеканал «Союз» вёл прямую трансляцию службы. А молящиеся по-разному проповедовали телезрителям свою веру: благоговейным служением, внятным чтением, стройным пением, тихой сосредоточенностью. Архиепископ Амвросий обратился к молящимся со словом: «За сегодняшним воскресным бдением, дорогие братья и сестры, мы слышали слова из Евангелия от Марка, слова, последние перед Вознесением, перед тем, как воскресший Господь видимым образом покинул видимый мир, но невидимо остается до скончания века. И сегодняшние слова, которые мы все слышали, есть не что иное, как поручение о своей Церкви, как благословение и завещание каждому из тех, кто считает себя учеником Христовым. “Идите, проповедуйте Евангелие всей твари, иже имет веру и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет”. Идите в этот мир и будьте проповедниками, провозвестниками евангельской истины. Через наши слова, через наши уста Господь вещает в этом мире. Нашими ногами Он ходит по этой земле к одному человеку и к другому, и говорит им о Себе. Нашими руками Он совершает дивные дела добра, правды и милосердия. Он хочет, чтобы мы всецело были Его. Чтобы жизнью своею, словом своим были глашатаями той благой вести, которую некогда сами услышали. Пусть не своим физическим слухом, но своим сердцем, своей мыслью. Пусть услышали и восприняли совершенно непередаваемым для человеческого слуха и языка образом, однако же, мы призваны идти и говорить об этом. Говорить тем, кто еще не обрел в своей жизни “бесценный бисер” — Христа. Последователей будут сопровождать знамения. “Именем Моим, – говорит Христос, — будут изгоняться бесы, возьмете змею или выпьете что-то смертоносное – это не повредит вам”. Это не значит, что мы должны стремиться брать змей или выпивать яд для того, чтобы проверить на себе: истинные ли мы ученики Христовы или нет. Совсем не так. Это есть некие образы того, как окружающий мир пытается уязвить христианина, отравив его жизнь, наполнить ее невыносимыми страданиями, гонениями. Сегодня, взирая на то, что происходит с нашими братьями и сёстрами на страждущей земле украинской в Украинской Православной Церкви – это особенно ясно видно. Видно, как власть имущие и ушедшие из Церкви священнослужители, теперь уже бывшие, пытаются уязвить, отравить жизнь верных чад Церкви Христовой. Но те продолжают уверенно, спокойно, удивительно добродушно, без озлобления, без даже тени волнения и переживания следовать за Христом. Удивительный образ такого мира и спокойствия, любви, несмотря на страшные бушующие вокруг бури, являет предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. И верные ему собратья архипастыри, священнослужители, монахи и миряне, которые не размениваются ни на что, которые знают, что со Христом они смогут преодолеть любые испытания и гонения. Именно об этом говорит каждому христианину Господь: “И змею возьмешь и смертный яд выпьешь – не повредит это тебе”. Не повредят тебе никакие козни врага рода человеческого, которые устраивает он верным Христовым детям через людей озлобленных и потерявших в своей жизни Христа.“На недужных руки возложат и здравии будут”. Господь нам дает еще одно поручение – заботиться не только о душе наших братьев и сестер, но заботиться и об их физическом здоровье, об их физическом состоянии. И не просто молитвой и чудесами, на что не всякий способен из-за нечистоты своей жизни, и в большей степени из-за гордыни. Но мы призваны хотя бы деятельным участием в жизни других людей приносить в их жизнь здравие, в том числе и физическое, помогать в их лечении, советовать начать здоровый образ жизни, быть примером во всем.Вот это поучение и благословение, дорогие братья и сестры, Господь дал каждому из нас и вместе с тем всей нашей Церкви, когда возносился на небо. Поздравляю всех вас с воскресным днем, с днем памяти преподобного Максима Грека, мощи которого находятся в трапезном Сергиевском храме нашей святой обители, Троице-Сергиевой Лавры. Желаю всем нам, чтобы и мы, шедшие в этот мир после каждого богослужения, находили слова, получали дар от Бога говорить таким языком окружающим нас людям, чтобы и они становились верующими, чтобы и они были причислены к нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви. Дабы и мы: священнослужители и миряне – все на самом деле носители апостольского призвания, “Господу поспешествующу и слово утверждающе последствующими знамениями”, которых немало на жизненном пути каждого из нас, дальше шли по дороге своей жизни вместе с Христовой Церковью и выполняли то благословение и поручение, которое каждому из нас дал воскресший и возносящийся на небо Христос». В Покровском храме всенощное бдение возглавил архимандрит Венедикт (Князев). На богослужении в алтаре молился епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. В сам день праздника епископ Питирим совершил в том же храме Божественную литургию. На сугубой ектении духовенство и прихожане молились о Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии и его пастве, о мире на Украине и единстве Православной Церкви. Во время причащения духовенства студент 1 курса магистратуры чтец Василий Жемчужников обратился к собравшимся в храме с проповедью. Он прокомментировал прочитанный за богослужением евангельский эпизод об исцелении Христом слепого и отметил, что избавление от духовной слепоты в жизни христианина приносит лишь искреннее обращение к Богу. После отпуста Литургии владыка Питирим рассказал о жизни преподобного Максима и призвал проявлять уважение и терпение к представителям другой культуры и менталитета. «Преподобный Максим пришел к нам на Русь в XVI в. Он провел очень интересную и насыщенную жизнь. Когда он духовно и умственно развился, его отправили по послушанию на варварскую Русь, сюда, к нам. И его здесь приняли сначала с любовью, первое время он очень благодушествовал. Он занимался научными трудами – то, собственно, зачем его сюда и прислали. Но потом он испытывает очень сильные искушения. Он не сходится по вопросам богословским с митрополитом. А тот, в свою очередь, докладывает царю, и начинается гонение на Максима Грека. Его заточают в темницу. Он терпит очень сильные скорби. Самой страшной скорбью явилось для него отлучение от Причастия. И что в жизни преподобного Максима Грека для нас очень важно понять, для нас, русских – русские, которые жили в XVI в. и мы, нынешние русские, которые живем в веке XXI. Самое трудное, что надлежало пережить Максиму Греку – это разница менталитетов. Все гонения, которым он подвергался, все недопонимания, с которыми он сталкивался – это было ничто. Те физические лишения, которые он претерпевал – это тоже было ничто. Все это он перетерпел, но до конца жизни он хотел уехать из России. Он просился, вплоть до смерти, чтобы его отпустили на гору Афон. Потому что менталитет формируется в юные годы человека, когда он развивается. И его изменить невозможно. Он всегда чувствовал себя здесь чужаком. И даже тогда, когда его с любовью принимали. И особенно, конечно, во время гонений, и в конце жизни, когда он пользовался почетом и славой, когда он жил в покое, все равно чувствовал себя чужаком. Он — другого менталитета. Даже несмотря на то, что здесь православные братья, здесь та же вера, но национальность другая.Мы русские всегда склонны к вот таким вот крайностям: сначала мы принимаем с любовью, но нас всегда легко повергнуть в другую крайность и вызвать ненависть в нас. И сейчас мы тоже с вами видим, опять с той же Грецией. Как мы любили Афон, как мы любили греков. И как легко сейчас нас переориентировать на 180 градусов, чтобы мы их возненавидели.Я вот в Таджикистане чувствую себя тоже таким вот Максимом Греком, тоже совершенно другой менталитет, и совершенно невозможно к этому привыкнуть. Сколько бы трудностей я не переживал там, и все это — ничто по сравнению с тем, что я там чужак. Я понимаю, что это изменить нельзя. Это невозможно пережить. Я не могу измениться, я не могу изменить целый народ. Они будут со своим менталитетом, а я буду с тем менталитетом, который сформировался здесь, в Троице-Сергиевой лавре. Я понимаю, что это самое трудное, потому что это невозможно изменить. С этим можно только смириться так, как с этим смирился преподобный Максим Грек. Однако человек всегда будет тосковать по той Родине, где он формировался, где прошли годы его юности, детства, может быть и зрелости тоже. Потому что это не отнимешь. Нам же необходимо обратить свое внимание на что? Как мы воспринимаем людей другой национальности, людей другого менталитета. Я буду говорить о том, что знаю. Как мы воспринимаем выходцев из Средней Азии? Мы их презираем и унижаем, потому что они находятся в таком тяжелом материальном положении. Однако Господь может все перевернуть. Мы можем оказаться на их месте. Сколько раз было так в истории. Я могу свидетельствовать, что их культура гораздо древнее, чем наша. Их менталитет — да, другой. И они чувствуют себя здесь очень плохо, потому что это люди другого менталитета, другой культуры. Они совершенно по-другому сформированы. Еще когда мы подвергаем их насмешкам, унижениям, обструкции им становиться еще хуже, но что удивительно – они это терпят, они не отвечают нам злом. Они бы могли очень сильно отомстить, когда они возвращаются в Таджикистан. Их сейчас массово депортируют отсюда. Они могли бы там отомстить той горстке русских, которая там осталась, но они этого не делают. Они нам не мстят. Они с большим уважением относятся к нам и к нашей культуре, а мы их культуру даже не знаем. Если спросить нас, каких великих писателей и деятелей персидской культуры мы знаем – кто из нас назовет? Может быть Омара Хаяма или Авиценну назовут. И все. А ведь там целый сонм и писателей, и ученых, которые жили в этих странах тогда, когда наши предки были совершеннейшими варварами. Поэтому, дорогие отцы, братия и сестры, будем с большим уважением и любовью относиться к представителям другой культуры, к носителям совершенно другого менталитета. Будем терпеть, если мы их не понимаем. И постараемся их любить» . В семинарском храме также состоялась Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Михаил (Борей). Богослужение транслировалось на телеканале «Союз». Чтец Николай Бутрин, студент 4 курса, в проповеди обратил внимание молящихся на простой вопрос Христа, заданный иерихонскому слепому: «Чего ты хочешь от Меня?» Ответить на него не так просто, как кажется. Ведь часто наши желания продиктованы нашими страстями. Так что же мы должны просить у Бога? Николай привёл в пример молитву святителя Филарета Дроздова: «Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно». Справка: На всенощном бдении в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника архиепископу Верейскому Амвросию сослужили: архимандрит Михаил (Борей), иеромонахи Марк (Святогоров), Вячеслав (Сорокин), Онуфрий (Сонькин), Кассиан (Плоский), Дометиан (Курланов); диаконы Иоанн Зорин, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских.На всенощном бдении в Покровском храме архимандриту Венедикту (Князеву) сослужили: архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Варнава (Лосев), игумен Адриан (Пашин), игумен Мелетий (Соколов), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов; иеродиаконы Борис (Зелюченко), Дамиан (Воронов), Павел (Полевой).На Литургии в Покровском храме епископу Душанбинскому и Таджикистанскому Питириму сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Варнава (Лосев), игумен Адриан (Пашин), игумен Мелетий (Соколов), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), протоиерей Сергий Забелич, протоиерей Андрей Суслов, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов, иеромонах Аполлинарий (Панин); иеродиаконы Борис (Зелюченко), Дамиан (Воронов), Павел (Полевой), диакон Ексакустодиан Герасимович.На Литургии в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника архимандриту Михаилу (Борею) сослужили: иеромонахи Вячеслав (Сорокин), Онуфрий (Сонькин), Кассиан (Плоский), Дометиан (Курланов); диаконы Иоанн Зорин, Сергий Шумских.На богослужениях в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника пели второй и третий смешанные хоры под управлением Веры Сергеевны Павловой и Софии Павловны Боровинской.На богослужениях в Покровском храме пели первый академический хор под управлением игумена Никифора (Кирзина) и второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
Пресс-служба МДА