Рождественское послание Епископа Питирима
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас со светлым и радостным праздником
Рождества Христова!
Рождество Христово — это рождение Бога во плоти, когда невидимый Бог становится видимым, когда в историю человеческого рода входит исторический Христос и само летоисчесление определяется теперь этим центральным событием — до Рождеста Христова и после Рождества. Святитель Григорий Богослов, рассуждая о тайне Боговоплощения, останавливается на мысли о том, что бы было, если бы Бог не пришел во плоти: «Если бы Господь пребыл в Своей высоте, если бы не снисшел к немощи, если бы остался Тем, чем был, соблюдая Себя неприступным и непостижимым, то может быть немногие последовали бы за Ним, даже не знаю, последовали бы и немногие?».
Правоту слов Святителя особенно остро можно ощутить в наше время, когда, по прошествии более двух тысяч лет от явления Бога во плоти, несмотря на умножившееся как морской песок человечество, так мало тех, кто следует по пути Христовых заповедей. Но именно благодаря тем, кто остался верен Богу, родившемуся в Вифлеемской пещере, снова наступает Рождество и Новый год сменяет Старый.
святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, чья архиерейская хиротония была совершена в Таджикистане, в городе Пенджикенте, и в наступающем году мы будем праздновать 90-летие этого события, в проповеди на Рождество Христово сказал такие слова:
«Бог, непостижимый в Своем величии, рождается среди людей,… становится одним из нас… Бог принимает на Себя всю человеческую хрупкость, всю человеческую беззащитность… Он стал человеком, потому что так возлюбил созданный Им мир, что Собой пожертвовал, чтобы этот мир вернулся к своей радости…»
Нет радости во всей Вселенной сильней,
Чем радость Воскресенья;
Светлей, чем свет Преображенья;
Прозрачней, чище радости Крещенья.
Но для всего живого существа нет долгожданней счастья Рождества.
Как в солнцем выжженной пустыне страдает жизнь в объятьях смерти;
Как мать о без вести пропавшем сыне горюет, плачет — жив ли, мертв ли;
Как узники в сырой темнице считают каждый час неволи, —
Так нужно было истомиться творенью по Творцу – до нестерпимой боли.
Когда исполнилась вся полнота времен,
Врата смиреньем отворились,
И чаяния всех племен
Пока неведомо для них осуществились.
Ликуют ангельские лики,
Земля не дышит в восхищеньи:
Царь царствующих и Господь великих —
В простом вертепе под природной сенью.
И мудрость поклонилась свету Разума,
Дав золото Царю, Владыке – ладан, Агнцу – смирну.
Безумие готово было сразу же
Невинной кровью смыть первопричину всего, что было, есть и будет.
Но напрасно рожденья испытует дни –
Богомладенец не забудет спасти и тех, кто мог кричать ему:
«Распни его, распни!».
Надежду даруешь нам Рождеством Своим
В Преображеньи славу нам являешь
Великим славным Воскресением Своим
От власти смерти всех нас избавляешь.
И благодарности сердца сдержать не могут:
Приносим с ангелами радостное пенье Тебе, Владыка —
Слава в вышних Богу и на земле мир
А в нас – Благоволенье.