Без рубрики

Слово в День Сретения Господня 15 февраля 2013 года

Дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас с двунадесятым великим праздником Сретения Господня.

Как мы слышали с вами в сегодняшнем евангельском повествовании, Матерь Божия со святым Иосифом-обручником приходят на сороковой день после Рождества Христова в храм Господень, чтобы посвятить первенца, Сына своего Господу по данному ими обету согласно заповедям Закона иудейского.

Здесь их встречает святой праведный Симеон-Богоприимец, который ждал этого события триста лет. Праведный Симеон, по преданию, был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий, — это перевод, известный в науке под названием Септуагинта, перевод семидесяти толковников. Церковь хранит память о Симеоне, как об одном из этих  толковников. Перевод был выполнен в III веке до Рождества Христова. Когда, осуществляя его, святой праведный Симеон дошел до места, где было сказано: «Се Дева во чреве приимет», он усомнился, как это Дева может принять во чреве. Ему явился Ангел Господень и сказал, что это – правильный перевод, не нужно выскабливать его как ошибку: ты доживешь до исполнения этого события, – заключил свои слова Ангел. Действительно Симеон прожил более трехсот лет и увидел исполнение этого пророчества.

И вот, наконец, он берет на руки Богомладенца и произносит удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения:«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое еже уготовал еси пред лицем всех людей; свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».

Знаем мы и другие  удивительные слова, с которыми он затем обращается к Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец». Этими словами праведный Симеон  предсказывает Божией Матери смерть Богомладенца, который лежит еще здесь, на его руках. Ему он предрекает крестные муки, а Ей страдания у Креста Господня – страдания, которые не переживала ни одна из земных женщин. Оружие прошло тогда сквозь Ее душу — страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец.

Тайна искупительной Жертвы начинает совершаться в тот миг, когда праведный Симеон берет на руки Богомладенца. Здесь встречаются два Завета – Ветхий и Новый: Ветхий завет в лице Симеона-Богоприимца, который его переводил; и Новый завет, который принес в мир Богомладенец и с которым пришла в мир новая благодать.

Когда же праведный Симеон передает с миром Богомладенца Его родителям, происходит смена Завета. Велик был данный Богом через Моисея Закон, которым Он строго повелевал иудеям не грешить, наказывая за малейшее преступление; но и этот Закон, этот Ветхий Завет уже отошел в вечность. Ему на смену пришел Новый Завет и сугубая благодать. Ее принес в мир Младенец, Которого еще несколько минут назад держал на своих руках Симеон-Богоприимец и Который принесет Себя в Жертву, дав людям силу бороться с грехом.

В Ветхом Завете не мог сообщить этой силы, и поэтому столько строгих указаний было дано иудеям, дабы этой строгостью оградить их от греха. И, тем не менее, лишь единицы могли исполнять все указания Ветхого Завета. Это засвидетельствовано самим святым апостолом Павлом, когда он сказал святому апостолу Петру, что и отцы наши не могли исполнить того, что написано в Завете.

И вот приходит Новый Завет, и требования к человеку становятся еще более трудными. Но дается и благодать их исполнить, потому что то, что Господь заповедал нам, – подвиг выше человеческих сил. Это гораздо выше Закона Моисеева. Десять заповедей, данных в Десятослове, не были до конца  совершенны, потому что не был до конца совершенен и человек; еще не пришла к нему новозаветная благодать, не была еще принесена за нас великая искупительная Жертва.

Когда же исполнилась полнота времен, пришел новый,  совершенный Завет, давший нам и новые заповеди. Они были настолько совершенны и велики, что, по сути, ни одну из них своими силами, без помощи Божией, люди уже исполнить не могли. Способными на этот подвиг могли теперь стать лишь христиане, Святые. Потому что Святые совершали сверхъестественные подвиги, которые, когда мы о них читаем, не укладываются в нашем уме.

И вот эти Святые сегодня среди нас, так как именно сегодня в нашем храме произошло еще одно радостное событие – не случайное и, вместе с тем, не специально нами подгаданное: именно сегодня, на Сретение Господне, мы с вами встретили тех угодников Божиих, которые теперь частичками своих мощей будут находиться в нашем храме и будут предстательствовать, молиться о нас. Эти Святые как раз и исполнили эти неисполнимые заповеди Христовы при помощи Божией, а не своими силами.

Бывает, что мы с вами нередко унываем от того, что подвиги, которые заповеданы нам и о которых написано в Евангелии, у святых отцов —  невыполнимы, делая вывод, что вряд ли потому стоит нам за них и браться. А преподобный Серафим Саровский говорит, что самое главное в деле спасения – это решимость. Главное решиться, и то, на что на хватит наших слабых сил,  сделает за нас Господь. Подвиги, которые понесли Святые, совершены не их лишь силами, а смиренным осознанием, что для человека это невозможно, но все возможно у Бога.

Поэтому будем молиться тем святым, которые находятся вместе с нами своими мощами, и нашим любимым святым, не бояться подражать им, наполняясь решимости следовать в путь за Господом, в путь за Божией Матерью, будучи готовы к тому, что и наше сердце тоже при этом пройдет оружие Слова Божия.

Мы все с вами в жизни своей встретили Христа. И с этого момента жизнь наша разделилась на две половины: на то, что было до этого сретения, и на то, что началось потом. И вот это разделение нашей жизни, разделение нашей души, как говорит Апостол Павел о Слове Божием, происходит вплоть до разделения состава и мозгов, до разделения души и духа.

Когда человек претерпевает скорби, болезнь, он становится из душевного духовным. Вот смысл этих скорбей. И Матерь Божия, Которая выше всех людей, выше ангелов и архангелов, вторая после Пресвятой Троицы, и Ей потребовались скорби, очень страшные скорби, чтобы и для Нее открылись помышления многих сердец.

Нам с вами тоже нужны скорби. Если мы не будем их терпеть, не будем терпеть искушений, то мы никогда не станем духовными; мы так и будем оставаться душевными. Слово Божие, Евангелие нам открывает, что это такое – разделение души и духа, когда человек перестает быть душевным, боязливым, плаксивым и сентиментальным, а становится духовным, смелым и мужественным.  Мы с вами, христиане, призваны быть именно духовными, а не душевными. Святые отцы, которые толкуют нам Евангелие и своей жизнью показывают его исполнение, ведут нас по пути в Царство вечной славы, где не будет уже ни скорбей, ни болезней ни воздыхания, а только радость и свет в нетленной славе всеозаряющей Любви. Аминь!

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов).

Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *